В ежегодной конференции "Здоровье - человеческого потенциала" самое активное участие принимают ученые Петровской академии наук и искусств. Во главе с академиком ПАНИ с Варзином С.А. |
Есть по меньшей мере две бесконечные темы, критические суждения о которых любят высказывать практически все окружающие люди. Это здравоохранение и образование. И если в первом случае люди просто негодуют на положение дел, но в силу взрывного увеличения за исторически короткий период объема знаний о человеческом организме, его недугах от «апоплексического удара» или «умер от живота» до вторжения в его генную структуру, они не столь категоричны в рекомендациях, как и что менять, то для улучшения образования на примере своего ребенка у каждого есть свой самый правильный рецепт, а пути реформирования всей сферы представляются всем очевидными. Я же уверен, при всем уважении к здравоохранению, что образование, в качестве несущей конструкции всей нации, всего общества, всей экономической жизни государства, во всех его определениях, является наиболее сложной социально-экономической системой, и именно как таковая она требует модернизации на инновационной основе путем построения самых современных статистических, математических моделей, применения инструментария философской логики, информационно-системного подхода для её анализа, выявления лучших технологий и институтов управления, обеспечения роста эффективности.
Здесь в статье неуместны формулы и уравнения, скажу лишь, как ученый с более чем полувековым стажем, что научная база для построения плодотворных моделей развития такой открытой социально-экономической системы, как современное образование, создана трудами великих ученых прошлого века, что, в частности в монографии «Управление в экономических и социальных системах», написанной мною совместно с коллегами, профессорами Л.Мартыщенко и В.Шамаховым, мы подробно исследуем и раскрываем. Поэтому, мы настаиваем, что глубокая модернизация российского образования, жизненно необходимая нашей стране, возможна только как инновация всей его системы на основе этих научных достижений.
Резолюция XII Конференции скачать в формате .pdf Размер 831 КБт.
Не сомневаюсь, что в Правительстве РФ, Минобрнауки, в различных других структурах государственного управления, в исследовательских институтах, академических коллективах, группами ученых-педагогов ведутся разработки, призванные осуществить модернизацию образования. В Центре стратегических разработок, возглавляемым А.Кудриным, в рамках формулирования стратегий развития на 2018-2024 годы, на это нацелена целая группа экспертов, работающая над программой «Образование XXI века». У авторов альтернативных стратегий развития страны тоже свои концепции и планы в этой сфере.
Не могу не приветствовать усилия нового министра образования и науки РФ Ольги Юрьевны Васильевой по устранению самых одиозных несуразностей сложившегося в России образовательного процесса: в школу вернулось сочинение, устный русский экзамен, возвращается астрономия, улучшено ЕГЭ, отзываются лицензии у виртуальных вузов, начата борьба с плагиатом, расчищается сфера присвоения кандидатских и докторских степеней, с 1423 до разумных пределов сокращается число учебников. Делается многое другое. Правительство РФ 23 мая 2015 года утвердило Федеральную целевую программу «Развитие образования на 2016-2020 годы», решение о разработке которой было принято ещё в 2014 году. К сожалению, с момента принятия до сего дня объем финансирования программы сократился со 113 млрд. рублей до 86 млрд. рублей, что наверное объяснимо бюджетными проблемами в кризисные годы, но не меняет сути, тенденция экономии на образовании очевидна. С 2006 года доля расходов на образование в консолидированном бюджете РФ сократилась с 12,3% до 9,2% в 2014 году и чуть подросла до 10,2% в 2017, при том что с ростом собственно размера бюджета в абсолютных цифрах она весьма значительна. Ещё 15% составляют пока внебюджетные средства, по сути в основном плата родителей за обучение детей. Появление и реализацию этой программы можно только приветствовать, однако она не ставит задачу и не претендует на формирование внутренне непротиворечивой модели такой сложной открытой социально-экономической системы (подчеркну- не отрасли!) как российское образование в его инновационном развитии. Упомянутая ФЦП, как в ней собственно и заявлено, является «отраслевым программно-целевым инструментом среднесрочного планирования развития в целом отрасли образования». Завершат эту, напишут другую на следующий срок. Не более того.
Самое главное, что системное отставание образования от заявленных целей экономического и социального развития страны, укрепления её суверенитета, обеспечения национальной безопасности становится серьезным тормозом на этом пути, сводит на нет неимоверные усилия государства на многих других направлениях общего развития. Это признается всем обществом, на всех уровнях власти, а примеров системного отставания, при всех несомненных отдельных достижениях, мировых рекордных успехах от школьников до научных прорывов молодых исследователей, можно приводить множество. После провального выступления 27 января 2016 года на пленарном заседании Государственной Думы РФ предпоследнего министра образования и науки РФ Д. Ливанова, продолжавшего на этом посту линию А. Фурсенко и В. Филиппова, с докладом «О реализации государственной политики в сфере образования в 2014/2015 учебном году», председатель профильного комитета Госдумы В. Никонов вынужден был признать: «У нас до сих пор нет стратегии развития образования». Наиболее сильно «просело» образование школьное, поставив под вопрос развитие высшей школы. Беспристрастный анализ итогов ЕГЭ, социологические исследования демонстрировали это с очевидностью. Чтобы лучше выглядеть в статистике пошли на снижение самой планки требований по ЕГЭ. Куда уж дальше? В 2015 году 13 тысяч сельских школьников в 2015 году вообще не получили аттестаты. Снижение образованности школьников сразу ощутили во всех вузах, призывников в вооруженных силах, где уходили многие месяцы, чтобы «дотянуть» выпускников до приемлемого уровня. Ясно, что смена в 2016 году министра была лишь признанием, что пустившая корни западная либеральная модель образования в Российской Федерации, как коммерческая сфера оказания образовательных услуг, оторванная от функции воспитания, как рыночная среда для якобы свободного обмена знаниями и дипломами, под флагом принадлежности к прогрессивному Болонскому процессу провалилась. Только вот во всех странах, подписавших в 1998 году Болонскую декларацию, к которой Россия присоединилась в 2003 году, уже вскоре поняли, что у каждой национальной образовательной системы свои особенности, формировавшиеся годами и столетиями, с учетом своего исторического развития, традиций, ментальности, которые надо бережно хранить и лишь использовать принципы Болонской системы для усиления эффективности национального образования. Взять хотя бы наших соседей в Финляндии, добившихся здесь больших успехов. Бездумное желание «наших идеологов» реформирования образования поскорее присоединиться «к европейской семье народов», создать «образование без границ», приобщиться к «общеевропейским образовательным стандартам» как и следовало ожидать не дало ожидаемого эффекта в самом главном, в повышении качества образования, росте образованности. Механически переносимый на российскую почву «болонский процесс» приобрел у нас подчас причудливые, а то и уродливые формы. Не призываю отказываться от него, его многие принципы в основе своей не противоречат и нашим интересам и могут быть вписаны с собственную национальную модель.
Однако, надо признать, что сегодня каких-либо по-настоящему глубоких идей нет. Ну в самом деле нельзя же считать за таковые, того же Кудринского ЦСР, предлагающего, кроме безусловно отдельных полезных новаций, увеличить долю частных средств в образовании к 2024 году в 2,3 раза, за счет массовости платного вузовского образования, да и дополнительного образования детей на семейные бюджеты. НДФЛ тоже надо бы поднять с 13 до 15 процентов. Вот так и без всяких затей.
Информационный поток, который уже с детства окружает каждого ребенка, будущего школьника, затем учащегося колледжа, вуза делает бессмысленными призывы некоторых горячих голов вернуть «проверенные временем» российскую имперскую или советскую системы. В то же время весь этот наработанный за столетия выдающимися учеными, новаторами-педагогами научный капитал должен быть использован сегодня при информационно-системном подходе. Наследие Н.Пирогова, К. Ушинского, А.Макаренко, В.Сухомлинского, многих других русских организаторов и реформаторов образования 19-20 веков содержит идеи, которых так не хватает сегодня тем, кто пишет сегодня новые целевые программы «улучшения» и «повышения эффективности», чем-то вне зависимости от отрасли похожие друг на друга. Разве можно сегодня не опираться на целую систему образовательных принципов, разработанную великим американским философом и педагогом Джоном Дьюи в первой половине прошлого столетия. Мысль «Ребёнок является центром педагогической вселенной» пронизывает все его труды «Школа и общество», «Демократия и образование», «Школы будущего» и многие другие. Великий итальянский педагог и врач Мария Монтессори утверждала, что "Свобода – это уникальное средство максимально развить личность, характер, ум и чувства ребёнка", а основной девиз её метода: "Помоги мне сделать это самому". Эти идеи актуальны и по сей день. Неудивительно, что в 1988 году ЮНЕСКО назвала имена четырех выдающихся людей: Джона Дьюи, Марию Монтессори, Антона Макаренко, а также Георга Кершенштейнера, как педагогов, определивших направление образования в ХХ веке.
В то же время уже в нашем XXI веке постоянное стремительное расширение и одновременно старение информационного потока, вариативность сценариев социального, технологического развития, возможность появления крупных научных прорывов, подчас меняющих картину мира, требует в построении моделей развития нашего образования применения современного математического аппарата апроксимативных, статистических, логических методов, учета рисков принятия управленческих решений в условиях неполноты информации, вероятностных оценок сценариев реагирования.
Н.Винер, А.Колмогоров, Б.Рассел, М.Кендал и А.Стюарт, десятки других известных ученых, философов, мыслителей разработали такой аппарат. Любая создаваемая сложноструктурованная модель образования инерционна, она сама есть функция десятков и сотен переменных, среди которых составляющие морального психологического климата, согласия в обществе, устойчивости, доверии к власти, «золотого сечения» законности, правопорядка, свободы и демократии политического режима, её нельзя внедрить одним указом или постановлением, а её жизненный цикл должен измеряться не одним поколением. Но такую действующую модель российского образования, охватывающую практически всю жизнь человека и гражданина России мы должны создать. Завтрашнего дня для этой ответственной перед судьбой страны работы просто нет.
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Б.П. Ивченко, д.т.н. профессор, Заслуженный деятель науки РФ
2017 г.