Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

53621

В Санкт-Петербурге по иницативе Петровской Академии наук и искусств прошел круглый стол «Крещение Руси как цивилизационный вектор».

Вчера в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А.И.Герцена прошел круглый стол «Крещение Руси как цивилизационный вектор», организованный Кафедрой истории религии и теологии факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, Петровской академией наук и искусств, Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии и АНО "Центр этнорегилиозных исследований".

Круглый стол приурочен к 1030-летию Крещения Руси (28 июля). Форум проходил по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

Заведующий кафедрой теологии и истории религии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, д.ф.н., профессор, член экспертного совета ВАК по теологии Александр Михайлович Прилуцкий в своем приветственном слове передал всем приветствие от президента ПАНИ,  декана факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, д.ф.н Алексея Васильевича Воронцова и заявил, что Крещение Руси хотя и событие далекого прошлого, но до сих пор остается предметом идеологической борьбы и подвергается мифологизации. Избито выражение: Русь крещена, но не просвещена. Справедливо ли оно? Нет. Летописи свидетельствуют, что Великий князь Владимир, крестив Русь, отменил смертную казнь. Когда Князя спросили, зачем он так поступил, он ответил, что боится брать на себя грех. Такой ответ мог дать только человек, наученный Христианству.

По словам председателя епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, директора Центра этнорелигиозных исследований, кандидата богословия протоиерея Александра Пелина, Крещение Руси изменило направление развития нашей страны, русской культуры, традиций, образования. Уникальный выбор веры есть наша главная ценность, которая привлекает интерес к нашей стране.

Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик выступил с докладом «Цивилизационный выбор Князя Владимира и его наследников».

История не знает сослагательного наклонения. Но все же, что было бы, если бы Князь Владимир сделал иной выбор, задался вопросом отец Владимир. Наш народ, крестившись, с ужасом отвернулся от своего языческого прошлого, ибо славянское язычество сопряжено с массовыми человеческими жертвоприношениями, винопитием в ходе ритуала погребения. Последними жертвами этих жестоких языческих традиций стали Феодор Варяг и сын его Иоанн. Если бы русский народ остался в язычестве, то сохранил бы те жестокие нравы и женский алкоголизм. А кроме того язычество препятствует усилению обороноспособности страны (вспомним печальную участь отца Крестителя Руси – Великого князя Святослава, убитого по сговору с Византией).

Принятие католичества водворило бы на Руси религиозные войны, пивной алкоголизм, инквизицию, индульгенции. Если бы был принят ислам, то это привело бы к узаконению многоженства. А хотят ли этого современные русские женщины? Принятие иудаизма не сделало бы всех богатыми и учеными, к тому же иудаистом может быть только этнический еврей. В иудаизме сильна националистическая установка.

Если бы Русь не приняла Православия, она не стала бы Империей, не было бы Русского мира. Мы не имели бы кириллицы, славянской азбуки, великой русской литературы, архитектуры, иконописи, всего того, за что и поныне чтут Россию. И не было бы великих побед 1812 и 1945 гг. История не знает сослагательного наклонения, но мы имеем ту историю, которую дал нам Господь Бог, пафосно заключил протодиакон Владимир Василик.

Клирик Николо-Богоявленского морского собора, кандидат богословия протодиакон Константин Маркович выступил с докладом «Литургическое благочестие как фактор национальной идентичности». Докладчик напомнил, что понятие «литургическое благочестие» ввел протопресвитер Александр Шмеман. Отец Иоанн, изучая историю, обратил внимание, что единые нормативы Богослужения преломляются в разных народах и разные эпохи. Богослужение, отметил о.Константин, самая важна составляющая духовной жизни, ибо участие в Таинствах, в Евхаристии делает христианина членом Тела Христова.

Литургическое (богослужебное) предание есть часть церковного предания. В истории проходят два взаимовлияющих процесса — раскрытие догматики и раскрытие литургического предания и эволюция литургической практики. Решающим фактором принятия Русью Православия является красота Богослужения, о чем говорят летописи: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом...» (впечатления посланцев Князя Владимира от посещения Великой Софии Константинополя).

Протодиакон Владимир Василик, в свою очередь, отметил, что Князь Владимир не увидел в католичестве ни духовный силы, ни красоты, которые содержатся в Православии.

Востоковед, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета, директор Института Хо Ши Мина при СПбГУ профессор Владимир Николаевич Колотов заметил, что Крещение Руси имело далеко идущие геополитические последствия, что не устраивает наших врагов. Эксперт обратил внимание на принципиальное отличие православной миссии от католического и протестантского миссионерства. Что касается миссионерства Ватикана на Дальнем Востоке, то в отношении него вообще недопустимо использование самого понятия «христианская», так как такая миссия противоречит Божиим заповедям. Знаменитый «Катехизис за восемь дней» является ничем иным как технологией введения в гипнотический транс, разработанной Милтоном Эриксоном. Такие технологии нельзя назвать христианскими. В истории Вьетнама католичество сыграло роковую роль, оно настроило коренных жителей, которым навязали латинство, против сородичей, исповедовавших буддизм. Это привело к столкновениям, что значительно способствовало колонизации страны агрессорами. Протестантские миссионеры вербовали жителей Камбоджи обманным путем, обещая местным жителям велосипеды, а бедным детям — пирожные. Язык не поворачивается назвать эти манипулятивные технологии христианскими, заявил профессор Колотов. Подобные технологии используются, когда нет ни духовной силы, ни красоты, ни правды.

Иной является православная миссия. Судьбоносное решение Князя Владимира изменило страну, позволив ей развиваться. Благотворной была православная миссия в Китае и Японии (вспомним служение святителя Николая Японского).

Председатель Петербургского исторического клуба телерадиокомпании «Петербург», доктор философских наук, кандидат исторических наук профессор Андрей Леонидович Вассоевич вспомнил историческое эхо, которым стало празднование 1000-летия Крещения Руси. Русская Православная Церковь обрела свободу деятельности. Население в то время пребывало в глубоком религиозном невежестве. За годы воинствующего атеизма из общественного сознания были вытеснены богословские знания. Но православная ментальность не была изжита, все советское время она передавалась от поколения к поколению. В конце 80-х — начале 90-х гг. появились такие уродливые явления как «комсомольское православие» и «комсомольский ислам». Процесс религиозного возрождения оказался мучительным. На почве чудовищного невежества произросли ядовитые ростки, уродливые религиозные формы, вроде неоязычества и ваххабизма, которого никогда не было в Российской Империи. На Русь нахлынули протестантские проповедники и иеговисты. Россия вновь переживала ситуацию, которая имела место тысячу лет назад. И тогда язычество изживалось долго.

О благотворном влиянии Православия свидетельствуют русские летописи, в частности Лицевой летописный свод, являющийся выдающимся произведением не только в отечественной, но и в мировой истории.

На круглом столе также выступили: вице-президент Петровской Академии наук и искусств, доктор философских наук, доктор экономических наук, Заслуженный деятель науки РФ Александр Иванович Субетто, кандидат военных наук, эксперт центра внутриполитических проблем Максим Михайлович Лагутин, доцент РГПУ им. А.И.Герцена Дмитрий Александрович Головушкин.

Один из организаторов круглого стола «Крещение Руси как цивилизационный вектор» исполнительный секретарь Санкт-Петербургского отделения движения «Русский Лад» Алексей Михайлович Богачев сообщил, что на радио «Слово» будет сделан сюжет о мероприятии и выложены аудиозаписи выступлений.

В заключение прошло обсуждение хода подготовки одноименной научной конференции, запланированной на осень 2018 года.

В ближайшее время стенограммы Круглого стола будут выложены на нашем сайте. 

По материалам портала РНЛ

Комментарии для этой записи закрыты