О, душа, что тебе не хватает? – Чистоты, чистоты, чистоты... О, земля, что тебе не хватает? – Чистоты, чистоты, чистоты!
Эти слова, которыми я назвал свой очерк-отклик на беседу известного искусствоведа Марины Алексинской с прима-балериной Большого театра, Народной артисткой СССР, Лауреатом Государственной премии Людмилой Семенякой, опубликованной в газете «Завтра» за июнь этого проживаемого нами 2018 года (№23(1279), с. 7), я взял из стихотворения известного современного поэта иеромонаха Романа, которое вошло в песенный репертуар Ирины Скорик, «Не случайно природа страдает...».
Вот это стихотворение, которое и я иногда пою как своеобразный экологический гимн на своих лекциях по проблемам глобальной экологии и будущего России и человечества в XXI веке (Иеромонах Роман. Радоваться небу. 2004, с. 26):
«Не случайно природа страдает –
У дорог догорают кусты.
О, земля! Что тебе не хватает
Чистоты... чистоты.. чистоты...
Каждый плачет, когда потеряет,
Поминая былое мечты...
О, душа! Что тебе не хватает?
Чистоты! Чистоты! Чистоты!
Видимо, эта тема чистоты человеческой Души в гармонии с чистотой Природы, которая так свойственна всей классической русской культуре, и тем более «русскому балету», о котором как о сокровищнице русского танцевального искусства и шла речь в этом диалоге двух прекрасных женщин, не только глубоко владеющих русским словом, но и изящно, красиво мыслящих, не случайно проходит через поэтическое творчество иеромонаха Романа.
Вот его другое стихотворение, которое как бы принимает «эстафету» от первого и развивает мысль поэта о Красоте (с.76):
«Красота – это Жизнь, Чистота, Свет и Правда!
Красота – это Путь над обильем дорог.
Это Воздух душе, и Любовь, и Премудрость,
и Радость.
Это Всё, что над всем, Красота – это Бог!».
Диалог Марины Алексинской и Людмилы Семяники – это диалог, в котором главным «героем» выступает Красота русского балетного танца, рожденная «школой русского балета», а за красотой танца прячется вся тайная красота человеческой души, у истоков которой стоит Петипа, 200-летие со дня рождения которого и стал «фокусом» осмысления того, что есть русский классический балет в пространстве истории мирового искусства, и который был главным темой концерта Фестиваля Benois de la danse в 200-летие Петипа в Большом театре 6 июня, в день рождения Пушкина.
Этот диалог затронул широкий спектр тем, оценок, в том числе исторического значения Русского балета для Будущего русской культуры и самого балетного искусства. Меня восхитили суждения, мысли, оценки, формулируемые положения, рефлексии Людмилы Семеняки, как глубокого русского мыслителя.
Приведу несколько её высказываний, в которых её душа, профессиона-лизм и трепетное отношение к традициями русского балета захватывают чи-тателя своей искренностью:
• «Спящая красавица» – балет-феерия. С той роскошью, что позволительно была исключительно на сцене Императорского Мариинского театра. Европейские театры, конечно, знали роскошные постановки, но русский престол уделял балету особенное внимание. Петипа представил со «Спящей красавицей» все лучшее, квинтэссенцию всего, что накопила русская балетная культура, и партия Авроры – партия высшего ранга... Этот образ растворён в музыке Чайковского, где столько оттенков, нюансов разлито...»;
• «Тайна – в гениальной музыке... только Петипа и Лев Иванов, ав-тор белого балета, разгадали тайну музыки Чайковского и создали балет та-кой красоты, от которой никто не может отказаться... «Лебединое озеро» идет с 1895 года, со временем меняются лишь какие-то нюансы в манере танца, при этом спектакль остаётся неизменно русским, всегда русским...»;
• «... только в ХХ веке Одетту-Одиллию объединили в одну роль. Со временем поняли, что по музыкальному замыслу, так как у Чайковского, Одетта-Одиллия – это две стороны души принца, один образ в двух ли-цах...»;
• «Одетта Улановой... действительно поражает. И суть в том, что произошло совпадение – на заколдованность образа Одетты легла личная заколдованность Улановой, её загадочность, не говоря уже о том, конечно, что в Улановой были заложены большая музыкальность, кантиленность. Уланова... она ведь так и осталась для всех заколдованной ...»;
• «Хореография Петипа – неземная. И состоит из техники, которую Петипа аккумулировал на уроках в классе Иогансона и потом применял в самых удивительных сочетаниях, комбинациях... Я думаю, балерина – бог для Петипа. И хореография Петипа, что удивительно, она даже другие ноги формирует... другую душу».
Юрий Николаевич Григорьевич, по словам Семеняки, совершил не только реставрацию балетов Петипа, и творчески и гениально развил балет-ную традицию Петипа, не только получив знание хореографии «из рук своего педагога Александра Ширяева, кто вместе со Львом Ивановым был ассистентом Петипа», но и угадав «секрет его балетов», привнес такие вариации в постановки танцев, что они выглядели абсолютно петиповскими.
И вдруг неожиданно в этот диалог, через который красной нитью проходит императив развития уже сложившейся прекрасной школы «Русского Балета», школы той Великой Красоты, которую передают постановки «Русского Балета» своему театральному зрителю, диссонансом врывается тема отрицания этой Красоты, той Красоты, которую Пушкин назвал «душой исполненный полёт», – отрицания, исходящего от тех «критиков», которые «говорят сегодня о необходимости, важности вытряхнуть из балетов Петипа весь «нафталин». На что Людмила Семеняка так ответила: «Для меня нет «нафталина». Я с критиками не вступаю в полемику. Никогда. Если я танцую Петипа, то зачем мне с ними вступать в полемику? Они могут высказываться, а танцуем мы. Танцуем мы то, что нам заповедано великим людьми».
Это «нафталинное» наступление на Красоту классического русского ба-лета есть часть общего наступления на всю русскую культуру, на русскость российской цивилизации как таковой, – наступление в форме «опошления» всего прекрасного – того, что достигла в своём Зове к Гармонии, Совершенству, к Прекрасному в Человеке, в его душе, в его труде, творчестве, любви русская и советская культура. Этим процессом «опошления», воспевания «безобразного» охвачены современные «рыночные» театр, кино, танец, эстрада, телевидение.
А почему так происходит? – Потому что «царствует» идеал чистогана, потребительства, культа денег, преклонения перед «западом» и перед «аме-риканским», – преклонения, которое не замечает что за этим «фасадом», по-крытым «блестящей мишурой», скрывается строй мировой финансовой капиталократии, «элита» или «мозг» которой, а вернее – «Анти-Разум», смотрит на Россию как на свою экономическую колонию, и которая таковой и стала на самом деле. В России на деле происходит «рыночный геноцид» экономики, промышленности, образования, науки, культуры и соответственно населения страны через разрушение семьи, безработицу, погружение в бедность и нищенское состояние большинства населения, социальное сиротство, «бомжевание», разрушение деревни и всей инфраструктуры воспроизводства сельского социума России, разрушение системы высшей школы и основ воспроизводства науки в РАН, и это всё – на фоне сбережения «олигархата» (через 13%-ную «плоскую» шкалу налогооблажения), «ожиревшего» на экспроприации советской собственности у тех советских людей, которые стали пенсионерами, и в целом у народа, которого лишили и здоровья, и будущего.
А.А.Проханов в этом же номере газеты «Завтра», в котором опублико-ван диалог М.Алексинской и Л.Семеняки, в статье «У матросов есть вопро-сы» с горечью и страстным неприятием замечает: «Роман Абрамович, как сказал президент, нажил свои капиталы честным путём. И теперь, боясь, что отнимут «честные» капиталы, таскает их из Лондона в Израиль и обратно. Но тем же «честным» путем 20 миллионов русских людей оказались нищими. Как в одной стране, в России, одновременно могут существовать две честности: частность Романа Абрамовича и честность вологодской учительницы. В это же время, когда русская миллиардеры, «честно» нажившие свои миллиарды, бегут за границу, скрываясь от правосудия, когда они плодят в окрестностях Лондона свои дворцы, когда устраивают оргии на яхтах и кормят своих собачек молоком из женской груди невольниц, в то же время в Сирии гибнут блестящие русские офицеры, вызывают огонь на себя. Они, эти русские воины, есть лучшие из нас, есть духовная гвардия сегодняшней России, её истинные аристократы, похоронки об их героический смерти приходят в вологодскую и оренбургскую деревню, всё к той же русской учительнице».
Русские офицеры, вызывающие огонь на себя, как это делали советские офицеры в годы Великой Отечественной войны, так же, как и вологодская учительница, которая учит сельских детей, получая нищенскую зарплату, но выполняя миссию «сеять» прекрасное, доброе, вечное, к чему призывал её русский поэт Н.А.Некрасов, – это и есть Великая духовная Русская Красота, которая живет в народе, и противостоит наступлению «безобразного», «пошлого», «куршавельского», питаемого «пучиной инферно» (по И.А.Ефремову), которая «разверзлась» под диктатурой «процветающих мерзавцев» (по М.Е.Салтыкову-Щедрину), то бишь под колониальной капиталократией в России.
«Красота спасет мир» – как-то высказал пророческую мысль наш вели-кий писатель-философ-человековед Федор Михайлович Достоевский.
В начале XXI века эта мысль приобретает ноосферно-экологические основы, как Зов, обращенный к человечеству и требующий Великого Отказа от ценностей рынка, капиталократии, наживы, обогащения, построенного на эксплуатации человека человеком и эксплуатации экономических колоний.
Так частная проблема сбережения традиций «русской классики», взыс-кующих к возвышению красоты и человеческого в человеке, проблема «чи-стоты души», которая становится основой «чистоты Земли» – нашего Пла-нетного Дома, предстает как «фокус» решения глобальной проблемы, кото-рую надо решить человечеству, – проблемы выхода из Экологического Тупика истории в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы через переход России, и вслед за нею – человечества, к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму в XXI веке. А иначе – неизбежная экологическая гибель в «объятиях» мировой финансовой капиталократии, которой Природа уже подписала смертельный приговор.
Сохранение «Русским Балетом» этой традиций чистоты и красоты, гар-монии красоты танцующего тела и красоты души, её устремлений, передава-емой сопровождающей танец музыкой, например – великой музыкой Чай-ковского в «Лебедином озере» или в «Спящей красавице», есть тот своеоб-разный Великий Завет от Прошлого, который Зовёт человека на Земле к прекрасному Ноосферно-Космическому Будущему!
Будем же достойны уже теперь, живя в современной России, этого Прекрасного Будущего!
О, душа, что тебе не хватает? – Чистоты, чистоты, чистоты... О, земля, что тебе не хватает? – Чистоты, чистоты, чистоты!