Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

image 489

- Это уже в зрелом возрасте я задумалась над глубинным смыслом обычного приветствия при встрече: здравствуй! - призналась известная художница Галина Семиглазова на открытии 5-й выставки Петровской академии наук и искусств 23 июня в Московской библиотеке имени В.В. Вересаева, - и когда в 2012 году, по предложению руководителя секции МО ПАНИ "Изобразительное искусство" Владимира Семеновича Кузнецова, открылась 1-я тематическая выставка под названием "Россия, здравствуй", я это начинание горячо поддержала.

За минувшие шесть лет художники из МО ПАНИ создали и показали на этих выставках более ста произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в которые они поделились своими впечатлениями о самых разных городах и весях нашей огромной страны.

- В книге отзывов, - говорит Галина Михайловна, по инициативе которой и завели такое средство для обратной связи, - зрители благодарят нас за то, что своим искусством мы вызываем в душе человека чувство любви к родному краю, рассказывая красками, карандашами, акварелью, гуашью, углем о величии и красоте нашего народа, бесконечных водных и лесных просторах, уникальной архитектуре. Такие слова дорогого стоят, ведь цель культуры - воспитывать в людях тягу к тому, что может одухотворять, вдохновлять, "заряжать" на благие дела.

На открытии 5-й выставки свое слово сказала заведующая Светлана Николаевна Жуликова, которая подчеркнула гуманистическое звучание экспозиции, составленной из 16 работ одиннадцати художников:

- Благодаря вам, галерея "Живая жизнь", основанная 10 лет назад Анастасией Данилочкиной, продолжает "живую жизнь". Экспозиция продумана до мелочей: портрет прозаика, поэта-переводчика, публициста и врача Викентия Викентьевича Вересаева (автор Юлия Михайловна Смирнова) размещен рядом с портретом Александра Сергеевича Пушкина (Галина Семиглазова). Соседство портретов не случайное: Вересаев является одним из лучших исследователей творчества великого русского поэта.

Галина Семиглазова вспомнила о том, что она прочла книги Вересаева еще в юности: ее отец Михаил Федорович боготворил Викентия Викентьевича и собирал его издания. И сейчас на полке домашней библиотеки художницы стоят два тома "Друзья Пушкина", а еще "Спутники Пушкина" и «Пушкин в жизни». Галина Семиглазова избрала классический путь решения образа поэта, изобразив его молодым и задорным, а техника необычная - уголь. Внизу изобразительного пространства - его изящная подпись.

"Алапаевск" - эта работа продолжает историческую тему: магистр искусствоведения, кубинский художник, академик ПАНИ Омар Ласо Годинес предложил свою интерпретацию трагической личности Владимира Палей, сына великого князя Павла Александровича: на темно-кровавом фоне углем нарисованы силуэты сооружений захолустного провинциального городка, куполов храма и палисадника. Здесь держали в 1918 году царя, его семью и приближенных перед расстрелом.

Любовью к русской природе дышат творения академика ПАНИ, преподавателя ДШИ города Химки Елены Владимировны Стёпиной: "Конец лета. Углич" и "Осень на Кавказе". Масляная пастель позволила автору наиболее выразительно передать колорит известных мест. Так и хочется воскликнуть, глядя на эти картины: "Блажен, кто живет там, где мир полыхает насыщенным цветом и ярким светом!" С радостным чувством воспринимается акварель академика ПАНИ, заведующей художественным отделением того же ДШИ в Химках Натальи Валерьевны Алексеевой "Гурзуф. Бухта Чехова": перспектива расцвечена лодкой под красочным парусом, что навевает мысль об Ассоли. Скалистый берег и одинокое дерево за камнями. Еще один преподаватель ДШИ Марина Сибирякова, избранная недавно членом-корреспондентом ПАНИ, изобразила архитектуру города Владимира, использовав лишь гелиевые ручки. Предельно четкая картинка центра старинного русского города с главным храмом - его отдельными частями заполнено всё пространство, одухотворенное умиротворяющим ликом Архангела Гавриила. Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. До возвышения Москвы был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.

Продолжение православной темы - в многофигурной композиции "Крещение Руси князем Владимиром" Юрия Ефимовича Купцова, которому на открытии выставки был вручен диплом члена-корреспондента ПАНИ. Выпускник Московского высшего художественно-промышленного училища имени С. Г. Строганова обладает талантом обобщения, а это дает автору полномочия летописца, но не посредством слова, но акварели, где-то приглушенной, где-то яркой. В центре работы возвышается значимая фигура князя, исполнившего в 988 году миссию Крестителя, а вокруг - люд. Наполнен смыслом и пейзаж "Река Ока" - вдалеке виднеется храм села Константинова, родины Сергея Есенина. На горизонте - восходящее солнце как надежда на лучшее - с этим ощущением живет русский человек, как бы трудно ему ни было.

Апофеозом экспозиции является, и это признали все, живописная работа академика ПАНИ, заслуженного художника России Николая Андреевича Горского-Чернышева "Яблочный спас". Она датирована 1992-м годом. Время было сложное: художники кинулись "самовыражаться", но те из них, кто устоял от бурь, повалившей советскую империю, кто не захотел изменить своим убеждениям и вкусу, продолжали создавать произведения в традициях русского реалистического искусства. Николай Андреевич остался на той платформе, которую создал его отец, знаменитый живописец Андрей Горский. На полотне - стол, покрытый клеенкой, на нем - чашка с яблоками доверху, интерьеры простой русской избы с цветистыми занавесками на шкафчиках и тумбочках - мебель явно сделана деревенским плотником. Каждый предмет интерьера и быта говорит о размеренном, патриархальном, небогатом существовании русской семьи. Всё прибрано, как и полагается в праздничный день Преображения Господня, или, как его именуют в народе, Яблочный спас. Автор показывал эту работу на самых престижных выставках, она размещена в каталоге мировых шедевров живописи.

Не менее значимую работу представил на выставке заслуженный художник России, академик ПАНИ, профессор Александр Николаевич Устинов, ведущий преподаватель Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. Глядя на его творение "На четыре перемены", вспоминаются классические инсталляции Джозефа Кошута, например, «Один и три стула». Это концептуальное искусство, появившееся в 60-70-х годах века минувшего, - направление, обращающееся к интеллектуальному осмыслению произведения. Сам арт-объект здесь имеет своей целью передать ту или иную идею. При этом уровень непосредственно художественной реализации проекта не важен. «Четыре перемены» Устинова: стол - вид сверху, на нем - ложки, ножи, вилки, половник (такие были на каждой кухне в 60-х годах) и тарелка с золотыми каёмочками, а еще - пальцы рук, слегка сморщинившие край скатерти. Думайте, господа, думайте! Это ведь что-то значит!

Зинаида Петровна Фомина, академик ПАНИ, выбрала для изображения не какой-нибудь объект, а Московский Кремль. Откровенно красная стена и изумрудные дворцы вызывают ощущение сказки.

С философским подтекстом - три работы члена-корреспондента ПАНИ Алексея Федотова из серии "Рыбы".

- Разве, глядя на эти изображения, можно определить породу рыбы? – задает риторический вопрос мастер. – Нет. А всё потому, что я рассказываю о человеке «через» обитателей подводного мира.

Что это, как не форма абстракционизма, основанная на отрицании изображения реальных фигур и реалистичных вещей. Обращают на себя внимание названия живописных эссе на бумаге: «Во мне же всегда доминирует профиль», «По сведениям бюро погоды, подъем воды заканчивается», «А за горизонтом где-то плещется тёплое море». Вот так-то. На всех листах - придуманные рыбы, наделенные автором эксклюзивной внешностью и характером.

- Получилась целостная коллекция экспозиция, несмотря на разнообразие художественных техник, стилей и тем, а возможно, благодаря такой палитре, - резюмировал событие Андрей Викторович Данилов, доктор психологических наук, которому на выставке был вручен диплом об избрании его действительным членом ПАНИ (академиком).

Сотрудничество академии и библиотеки началось в конце минувшего года, и теперь можно уверенно говорить о его долгосрочности.

Влад Красноярский. Фото автора

 

image 78

 image 87

 

 

 

image 4

 

 

 

image 5

 

image 9

Комментарии для этой записи закрыты