Название Болонской образовательной системы связано с университетом в итальянском городе Болонья, в котором в 1999 году представители нескольких европейских стран подписали соглашение о введении единых образовательных стандартов. Сегодня Болонская система высшего образования – это концепция, при которой учебный процесс делится на 2 части: первая – это бакалавриат и длится 4 года, вторая – магистратура, обучение на которой ведется в течение 2-х лет. В доктрине образовательного права основной целью создания Болонской системы образования было указано: создание «единой Европы знаний» и повышение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Наверное, можно сказать, что создание Болонской системы образования – это реакция на социально-экономическую ситуацию в мире, которая сложилась на рубеже XX-XXI веков. Причинами стали: увеличение студенчества и интернационализация образования; возросшая конкуренция на рынке образовательных услуг; растущая глобализация (появление международной системы лицензирования, сертификации и аккредитации). И вот сегодня Болонская система образования – это единые стандарты обучения, объединяющие высшие учебные заведения разных государств, которые призваны создать единое европейское пространство высшего образования.
Прижиться Болонской системе образования в России было сложно. Вопросы о её целесообразности велись беспрерывно, о её плюсах и минусах высказывались многие депутаты, ректоры вузов, преподаватели, студенты и их родители. Слова «бакалавриат» и «магистратура» появились в лексиконе жителей нашей страны только в 2003 году. И вот в послании Федеральному собранию в 2023 году Президент РФ Владимир Путин уже заявил о запуске реформы высшего образования и отмене Болонской системы в России. Сегодня речь идет о возвращении к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Что же не так в Болонской системе образования и что вообще происходит в системе образования России, мира и как это отражено в предлагаемом сегодня к рассмотрению Обществом «Манифесте Идеального Общества»?
Начнём с оценки проблемных сторон Болонской системы образования: существующая образовательная система тестирования не обладает точностью при оценке знаний, умений и навыков учащихся; отсутствие фундаментального системного подхода и методологии при обучении студентов и, как следствие, узость знаний и компетенций. На данный момент известно, что вторая реформа высшего образования за последние 30 лет, о которой объявил Президент России, призвана расширить прием студентов на специалитет и сократить поступление на бакалавриат. Также изменится количество лет обучения. И всё же, главной проблемой Болонской системы образования является её безжизненность, то есть технический подход к живому человеку как к инструменту, механизму, который является приложением к социальной капиталистической системе эксплуатации человека человеком. Где наиболее опасным аспектом такого механистического подхода к живому является система тестирования, фрагментарной, а как следствие узкоспециализированной модульности знаний и компетенций, а не человекоориентированного системного подхода к образовательному процессу.
Возникает вопрос, что мы утеряли, уйдя от советской системы образования, можно ли сегодня считать систему образования в СССР лучшей в мире или вновь обретаемая традиционная система образования России даёт нечто новое? Попробуем разобраться. Известно, что основой советского образования была системность, последовательность и комплексность формирования мировоззренческих устоев человека и общества. Именно Общества, так как коллективизм и взаимопомощь были в основе воспитательных и образовательных технологий СССР с последующей ориентацией человека на профессиональную подготовку. Так в советской школе выделялся мощный ряд ведущих предметов, среди которых был родной язык, биология, физика, математика, история – изучение дисциплин, дающих системное представление о мире, было обязательным. В результате ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания. Эти знания становились крепким фундаментом, на котором можно было сформировать полноценную социально ориентированную личность и впоследствии воспитать специалиста по любому профилю.
В свою очередь, цель современного образования по Федеральным государственным образовательным стандартам Российской Федерации определяется в раскрытии способности каждого ученика, адаптации учащихся к работе в команде, развитии у подрастающего поколения ответственности, способности педагога найти личный подход к каждому школьнику. ФГОСы утверждают, что сегодня в стенах любого учебного заведения России молодёжь может и должна получить полный комплект знаний и умений, которые помогут ей в трудовой деятельности и преодолении жизненных трудностей. Правда ведь, звучит весомо и вызывает чувство уверенности в завтрашнем дне. И всё же, в СССР формировали мировоззрение, коллективизм и комплексную систему знаний. В 90-х годах прошлого века в традиционной системе образования об этом уже ничего не говорили, кроме того, сегодня в нашу систему образования вошли опасные для молодого человека технические формы обучения и оценки, то есть индивидуализация, конкурентность, тестирование и модульный подход.
Ну что, давайте всё это сравним с мировым образовательным опытом. Что же происходит в мире в сфере школьного и высшего образования, что хорошо, а что требует более пристального внимания. В зависимости от страны к стране, в западной системе образования можно найти как сходства, так и различия. Основная черта, которая объединяет все школы и вузы этой системы – инклюзивность. Часто учеников во всех образовательных учреждениях ежегодно перераспределяют по новым классам, а при подготовке к итоговому тесту классов нет вообще – все учатся по индивидуальному плану. Как правило, педагоги не имеют права даже на публичное замечание ребенку. Например, в Канаде, чтобы получить аттестат и затем претендовать на зачисление в вуз, ребенок должен набрать определенное количество зачетных единиц – кредитов, начисляемых за освоение учебной программы. Если школьнику не хватает кредитов, он может взять дополнительный год обучения. Чаще всего оценки учеников конфиденциальны. Для общения с семьей в текущем режиме есть специальные папки с записками, которые передают дети, но личного контакта не поддерживается. А вот система образования США характеризуется ещё большей гибкостью и демократичностью: при высоком разнообразии программ у учащихся – как школьников, так и студентов – есть возможность самостоятельного выбора изучаемых дисциплин, а также смены специализации. В отличие от российских стандартов, единого образовательного плана в Америке не существует: в общем виде план формирует совет по образованию при администрации штата, более точный определяет совет конкретной школы. В Испании остаться на второй год в школе – рядовая ситуация. В Германии программы обучения детей не синхронизированы, единых учебников и стандартов по предметам нет. Начальная школа отделена от средней, после ее окончания, в зависимости от уровня способностей, дети получают рекомендации по дальнейшему обучению – в гимназии, реальной или основной школе. Только выпускники гимназии получают аттестат зрелости и право поступить в университет, остальным дают справку об образовании. Образование на Ближнем Востоке и Азии в отличие от европейской образовательной системы специализируется на тотальной нагрузке на детей, когда уроки по 8-10 часов шесть дней в неделю, плюс репетиторы или курсы, а между учениками невероятная конкуренция. В Японии успеваемость детей также как и во многих развитых странах конфиденциальна. Детей переводят в следующий класс независимо от успеваемости.
Сравнив системы обучения детей в странах мира, можно сделать вывод, что в каждой из них есть как свои плюсы, так и минусы. Специфика отдельных европейских образовательных моделей, когда ученикам ничего не навязывают, оставляют на самоконтроль выполнение домашних заданий или вообще их не задают, близка по духу к Болонской системе высшего образования. В нашей практике такой подход может показаться странным, когда любой американский школьник может позволить себе отказаться от зубрежки нелюбимого предмета. Понятно, что всё это коренным образом противоречит советской и отчасти современной российской системе образования, в которой залогом качественного образования была коллективная успеваемость класса и синхронизация получаемых знаний по разным предметам. Таким образом, факты, узнаваемые учениками на уроках физики, перекликались со сведениями, полученными при изучении химии и математики. В результате новые понятия и термины вводились параллельно, что помогало нам и нашим детям структурировать знания и формировать целостную картину мира. И всё же, современная российская школа перешла к модульному образовательному процессу, к системе тестирования в формате ГИА, ЕГЭ и прочее. Главным отличием такой модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения. Во всём этом также явно видны происки Болонской системы образования и мировых стандартов, ориентированных на индивидуализм, конкуренцию и узкую специализацию человека. В происходящем нет системного подхода к образовательному процессу, нет мировоззренческой целостности формирования личности и нет коллективизма, синергетики сотрудничества и сотворчества детей, нет солидарности, братского коллектива единомышленников.
Надо понимать, что существующая система российского образования является продуктом, объединяющим в себе тенденции социалистической и капиталистической систем, ориентирующих человека на практические вопросы социализации личности, то есть встраивания человека в существующую социальную систему. Основой капиталистической системы, особенно развитого империализма, является практика тоталитарного управления, то есть эксплуатация человека человеком в интересах власть имущего класса. В свою очередь, социалистическая система рассматривала более гуманистические принципы построения Общества, где основой жизни людей было централизованное равенство интересов, свобод человека и получаемых благ. Где человек осуществлял служение человеку, но не в интересах классовой вертикали и частной выгоды, а на принципах справедливого распределения получаемых в результате коллективного труда результатов. Важно понимать, что за многие века капитализм, выражающий свои интересы в тоталитарной задаче классового подчинения человека человеку, сформировал устойчивый тип технического отношения к образовательному процессу, постепенно подчинившего себе и воспитательную практику. Социализация человека и его подчинение тоталитарным интересам общества привело современное образование и воспитание в техногенное состояние. Поэтому образование в современном обществе стало инструментом, который формирует у человека, подчинённого власть имущему классу, его ценностные ориентиры жизни и образцы самореализации, замыкая их на выгодных для управляющего класса экономических и социально-экономических аспектах. Всё это свойственно сегодня и России. Именно эти аспекты социальной ориентации вызывают сомнения и потребность рассмотреть возможности нереволюционного и не конфликтного выхода из такого подчинённого мировому капитализму положения людей посредством образовательного и воспитательного процесса.
В отличии от существующих в мире образовательных технологий «Манифест Идеального Общества» призывает сделать шаг от подчинения человека существующей эгоориентированной тоталитарной системе управления обществом, то есть власть имущим субъектам, к самоуправлению и самоорганизации общества и личности. И этот шаг возможен, но при условии создания открытых социальных коммуникационных систем и гуманизации общественного мышления посредством воспитания и образования. Очевидно, что сегодня перед нашим Обществом стоит задача повернуть существующую систему образования с парадигмы взаимной конкуренции и повсеместной эксплуатации на творческую образовательную практику с ориентацией на познание и развитие человеком самого себя, своей личности, своих творческих духовных способностей и поля всеобщего согласия, коллективизма. Мы должны научиться говорить о практике непрерывного творческого развития личности и соответствующей полноценной гармоничной социализации: интеллектуальной, культурной, духовной, технической, социальной компетентности. Манифест утверждает, что перед современным Обществом стоит насущная потребность в гуманизации, то есть очеловечивании людей (развитие практики человеколюбия), осуществить которую можно только через одухотворение воспитательного, а как следствие и образовательного процесса. Только полноценность живого воспитательного, а как следствие и образовательного процесса, основанного на осознанной практике передачи опыта и навыков взаимодействия людей с целью духовного саморазвития личности и Общества, позволит человеку обрести свободу от технократии, эгоизма и плутократии (политический режим, при котором решения государственных органов определяются волей группировок богатых людей). Обрести свободу от технического принятия чужих интеллектуально формализованных и аффилированных капиталом знаний и перейти к осознанной практике восприятия живого Знания с проживанием реальности, делания, переживания и взаимной братской любви.
По материалам: «Манифест идеального общества»: монография / И.В. Дворко, С.Б. Дворко, В.П. Ефимов, С.А. Тактаев. – Москва: РУСАЙНС, 2022. – 126 с. УДК 314/316, ББК 60.54+65.012.2, Д 24, ISBN 978-5-466-01729-8
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: