Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

39 relig ekspertiza

Уважаемые коллеги!

Представляем для ознакомления и обсуждения Резолюцию Круглого стола "Методологическое обеспечение проведения религиоведческих экспертиз".

Данный документ является "опорной точкой" для очень важного процесса - структурирования научно-правовой экспертной деятельности в крайне чувствительной для нашего обществе сфере. Особый интерес он представляет для ученых, работающих в сфере социальных наук, религиозных деятелей и представителей правоохранительных органов (включая судей и следователей). 

Резолюция Круглого стола
«Методологическое обеспечение проведения религиоведческих экспертиз»
РГПУ им. А.И. Герцена
8 октября 2018 года

Мы, участники Круглого стола, считаем необходимым отметить следующие ключевые проблемные поля в области религиоведческой экспертизы:

Проведение религиоведческой экспертизы в настоящее время существенно затруднено тем, что в теоретическом религиоведения отсутствует четкое и однозначные определения базовых понятий. Не меньшие сложности вызывает отсутствие разработанной, стандартизированной методологии исследования, в результате чего при осуществлении религиоведческой экспертизы полноценное исследование существа вопроса часто подменяется формальным описанием.

Из этих двух сложностей рождается проблема субъективности экспертных оценок: ни одно религиоведческое заключение в настоящий момент не может считаться обоснованным доказательством.

Подготавливая экспертное заключение, религиоведы часто воспринимают свою задачу как чисто научную, не учитывая возможные правовые последствия своих заключений.

Отметим, что в современном российском обществе существуют крайние позиции по отношению к самой сущности религиоведческой экспертизы. Такими позициями является а) понимание религиозной экспертизы как инструмента выработки политических идеологий и б) априорное понимание религиоведческой экспертизы в качестве инструмента подавления свободы совести. Обе эти позиции некорректны.

На основании вышеизложенного мы хотим особо подчеркнуть, что идеологизация и политизация религиоведческой экспертизы содержит в себе реальную угрозу для функционирования социальных институтов российского общества.

Приоритетными задачами развития религиоведческой экспертизы в настоящее время являются:

• Разработка научно корректной методологии и стандарта экспертной деятельности в области религиоведения;
• Минимизация влияния субъективных факторов на заключение экспертов;
• Выработка однозначной терминологии в сфере религиоведческой экспертизы;
• Выработка критериев оценки и методов верификации в области религиоведческой экспертизы.

Важно подчеркнуть, что религиоведческая экспертиза в каждом конкретном случае должна учитывать в полной мере как динамику, так и традиционные основы религиозной ситуации, трансформацию деятельности религиозных организаций, давая им взвешенную и принципиальную оценку. Существует потребность в идентификации псевдорелигиозных организаций, а также «высвечивании» и «объективации» пара-религиозных процессов, структур и феноменов.

Необходимо разрабатывать принципы комплексной религиоведческой экспертизы с привлечением юристов, культурологов, психологов, социологов и т.д. в зависимости от конкретных экспертных заданий.

Также следует максимально быстро разработать и внедрить в жизнь методы социальной и правовой защиты экспертов от различных диффамаций со стороны политических ангажированных сил, часто действующих в качестве агентов иностранного влияния. Все попытки давления на экспертов со стороны заинтересованных сторон должны незамедлительно предаваться максимальной огласке.

В этом контексте следует учитывать, что сложности в области религиоведческой экспертизы отягощаются и такими явлениями «эпохи постмодерна», как квазирелигии, включая гражданские религии, которые претендуют на сакральность и одновременно отвергают сам принцип сакральности. Большая сложность связана с оцениванием «психотерапевтических религий», деятельность которых может причинять вред психическому здоровью граждан.

Специалисты РГПУ им. А.И. Герцена на мультидисциплинарной основе и в сотрудничестве с иными научными центрами, такими как Санкт-Петербургская Академия Следственного комитета РФ, Петровская Академия наук и искусств, Центр этнорелигиозных исследований, начинает серию исследований по заявленной проблематики и подготовку к соответствующей конференции.


Декан факультета истории и социальных наук
РГПУ им. А.И. Герцена, президент ПАНИ А. В. Воронцов

Заведующий кафедрой истории
религии и теологии
факультета истории и социальных наук
РГПУ им. А.И. Герцена, академик ПАНИ А.М. Прилуцкий

VnuqIgidIWs

NL rR4kh 2U

 

Комментарии для этой записи закрыты