...Там, над обломками эпох,с улыбкой на губах, ведут беседу Бах и Бог, седые- Бог и Бах.( Г.Семенов).
21 марта весь музыкальный мир отмечает 337 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха. Личность И.С.Баха уникальна. Он занял воистину кульминационное положение в истории музыки, впитав в себя все самое лучшее, что было достигнуто его предшественниками. Путь И.С.Баха никто из последующих композиторов не смог дальше продолжить и развить. На нем божественный логос обрывается. Дальше история музыки пойдет уже совсем другим путем. Океан баховской музыки закрывается сам в себе. В детях Баха уже побегут другие ручейки и притоки в музыке. Бах один. Он как колосс стоит в мире музыкального искусства. Бах-это космос, вселенная. Музыка Баха очищает и утешает, облагораживает и насыщает жизнь людей гармонией и красотой. Творчество Баха вопрошает к Богу и человеческой совести и душе. Многие музыканты считают, что великие композиторы, такие как И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен и многие другие, они являются нашими адвокатами на нашей земле. Они защищают нас от зла и всяких напастей. Божественная, космическая музыка Баха спускается к нам из космоса и Вселенной, а музыка Моцарта прорастает корнями из самой земли, как бы делая человечеству музыкальный спасительный круг, сквозь который не пройдет злоба и ненависть, всякая скверна, подлость и злодейство. Вот зачем нам нужен Бах, вот почему на подсознательном уровне мы чувствуем всю тонкую живительную и масштабную силу его творчества. Божественная музыка немецкого композитора способна изменить мир и мировоззрение людей, она вечна и нетленна, как нетленны морально-нравственные устои на которых зиждется жизнь человеческая.Творческий путь И.С.Баха, не безоблачная дорога к совершенству, а прежде всего, усердная титаническая работа и самосовершенствование.
Помимо гениальной одаренности в композиторской и исполнительской области, И.С.Бах был еще и незаурядным педагогом. В баховскую эпоху недостаточно уделяли внимания детской психологии в обучении на клавире. Эта работа строилась на игре одних только упражнений, которые игрались на протяжении от полугода и до года. И.С.Бах интуитивно чувствовал, что этот метод невыносимо тяжел и скучен для детской психики. Для того чтобы увлечь ученика музыкой, Бах разработал специальный свод небольших связных пьес. В последствии эти пьесы вошли в золотой фонд педагогического репертуара. В этих миниатюрах соединяется красота и глубина музыки со специальными инструктивными задачами. Незаурядный педагог-пианист Г.Г.Нейгауз, воспитавший замечательных пианистов, таких как Э.Гилельс и С.Т.Рихтер, в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» указал на то, что вместо сухих и скучных упражнений Ганона и Иозефи, он советует играть произведения И.С.Баха и особенно его прелюдии из «ХТК». Часто Бах сам проигрывал те или иные пьесы своим ученикам для того, чтобы ускорить работу над разучиванием произведением. Тем самым в голове у ученика складывался определенный слуховой образ, который помогал ему справиться с различными техническими трудностями.
И.С.Бах был строгим и требовательным педагогом. Особенно он ценил тех учеников, которые могли музыкально мыслить. С этим требованием была связана вся система баховского преподавания. Великий мастер никогда не ограничивал своих учеников в творчестве. Он понимал, что постоянными запретами настоящую творческую личность воспитать нельзя. Одним из важных критериев истинного музыканта Бах считал воспитание вкуса и стиля. Для этого он советовал своим ученикам изучать лучшие достижения своих предшественников.
В классе И.С.Баха шла усердная работа над различными способами звукоизвлечения, над четкостью артикуляции. Для достижения отчетливости исполнения у композитора было несколько правил рационального движения пальцев. Этого сделать было бы невозможно, если бы Бах постоянно не работал с учениками над постановкой пианистического аппарата. Для И.С.Баха огромное значение имела позиционная постановка руки: пять пальцев располагаются над клавишами так, что ни один палец не дотягивался до нужной клавиши, а удобно располагался над ней. Легкость и непринужденность движений достигалась благодаря округлости и исключительной рациональности кисти и пальцев. Палец не падал на клавишу, а мягко и глубоко погружался в клавиатуру с ощущением «силы и власти», втягивая кончик пальца вовнутрь округлой кисти, к ладошке. Таким образом достигалась кантиленная манера исполнения, когда пальцы как бы поглаживают клавишу. Четкая артикуляция исполнения достигалась благодаря тому, что пальцы не задерживались на клавишах, а вовремя поднимались и опускались. Завладев методом рационализации движений, ученик освобождался от былой скованности, приобретая день за днем свободу движений и контакт с клавиатурой, что является самым важным условием совершенствования пианистического мастерства. Игра самого Баха поражала современников необычайной свободой, пальцы его двигались совершенно незаметно, тогда как остальные части тела не принимали в игре никакого участия.
Большое внимание великий мастер уделял аппликатуре. Он, наряду со Д.Скарлатти, один из первых ввел употребление первого пальца на черных клавишах. Продуманная аппликатура Баха помогала ученикам найти прочный баланс и устойчивость пальцев на клавиатуре. Неудобная аппликатура нарушала равновесие руки и мешала изяществу фразировки. Неуклюжая, некрасивая аппликатура не порождала красивую звучность, к которой всяческими способами стремился И.С.Бах. Немецкий композитор также ввел подмену пальцев на клавишах. Этот способ помогал не только продлить длинную ноту и осуществить скачки, но и помогал общей экспрессии движения и гибкой сбалансированности рук.
Знакомить учащихся с произведениями великого И.С.Баха нужно обязательно. Начиная с «Нотной тетради Вильгельма Фридемана» надо постепенно усложнять материал, приводя учащегося к вершинам баховского творчества. Музыка И.С.Баха-это универсальное средство для развития у учащихся интеллектуальных, технических и слуховых возможностей.
Наталья Конуркина,
член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Московское отделение),
член Международного Союза Композиторов «21 век»,
член РМС.
https://youtu.be/k7IAb10LxLs- 1 часть
https://youtu.be/byaD27OLDos- 2 часть
В музыкальных программах «5 минут классики» (1 и 2 части) Н.Н.Конуркина играет небольшие полифонические миниатюры И.С.Баха. С ученицей Наташей Старовойтовой играют пьесу И.С.Баха «Песня». Выпуск посвящен творческому состязанию И.С.Баха и Луи Маршана.
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: