Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Из публицистически-поэтического дневника Сергея Журавлёва. Взгляд из Латвии

Курган Дружбы, преданное братство и воинствующий трайбализм

 Взгляд из Латвии   

На стыке границ России, Белоруссии и Латвии находится замечательный памятник боевого братства трёх исторически близких народов – Курган Дружбы. Монумент был создан 3 июля 1959 года в память о сотрудничестве партизанских отрядов времён Великой Отечественной войны, центр мемориала находится в Латвии. Земля для него была взята с могил партизан и воинов, павших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и палачами (чего стоит операция “Winterzauber”, признанная юстицией ФРГ преступлением против человечности; отряды карателей выжигали белорусские деревни в 30-40-километровой полосе на границе Латвии и Белоруссии, многие жители погибли в пламени, несчастных сирот пригнали в Латвию).

К вершине холма ведут каменные ступени, являющиеся продолжением трёх аллей – кленовой со стороны России, берёзовой со стороны Белоруссии и липовой со стороны Латвии.

На каждой из трёх сторон имеются основания для флагштоков. Ветераны отчётливо вспоминают, как дружески, по-соседски, по-доброму реяли здесь три флага братских народов, символизируя искреннюю дружбу и единство трёх республик, выстоявших и победивших в борьбе с фашизмом.

На трёх гранитных плитах были надписи на трёх языках: «Курган Дружбы воздвигнут на стыке границ трёх братских республик в честь боевой дружбы, скреплённой кровью в годы Великой Отечественной войны русских, белорусских и латышских партизан».

На русской стороне установлен памятник партизанке 4-ой Калининской бригады Марии Пынто, на мемориальной доске надпись: «Здесь в братском партизанском крае мужественно боролась с врагом славная дочь советского народа – секретарь Себежского подпольного райкома ВЛКСМ Мария Пынто. Отважная партизанка-патриотка зверски замучена фашистскими палачами 15 мая 1944 года. Вечная слава герою!»

На белорусской земле стоит звезда-памятник подпольной молодёжной организации деревни Прошки. Не знаю, как там теперь, а прежде в путеводителях писали: «Мемориальный дом-музей «Дружба» и воссозданная партизанская землянка, открытые 5 июля 1964 года, рассказывают о партизанских делах трёх народов». Памятник в этом древнем историческом крае, где до наших дней сохранились партизанские тропы, был открыт 3 июля 1959 года в день 15-летия соединения партизан балто-славянского края (множество погребальных курганов кривичей сохранилось до наших дней на востоке Латвии и Эстонии). Белорусско-латвийская граница проходит здесь по реке Синей (Зилупе), русско-белорусская – по реке Неверице, притоку Синей.

В конце липовой аллеи за мостиком через речку, на латвийской стороне, прежде взорам ветеранов, журналистов, сотрудников посольства РФ, школьникам открывался малоизвестный даже латвийским краеведам памятник в виде куска необработанного гранита на постаменте. На мемориальной доске с портретом выдающегося патриота, сына латышского народа надпись гласила: «Здесь 10 мая 1942 г. начал свою партизанскую деятельность славный сын латышского народа Герой Советского Союза Имант Судмалис».

Думая об этом смелом молодом человеке, одном из организаторов героической обороны Лиепаи и партизанского движения в Латвии, невольно вспоминаю замечательный памятник Иманту в Лиепае, куда летом не раз выезжал как офицер запаса в 80-е годы. Увы, прекрасный мемориал, в том числе барельефы в память участников обороны Лиепаи летом 1941 г., после демонтажа ещё в 1991 г. (какое кощунство, спустя полвека!) хранится в местном музее.

Уже тогда в Латвии была развязана «охота на ведьм»: был убран бюст герою с Эспланады в Риге, памятники в Вентспилсе, Цесисе. А имя И.Судмалиса прежде носила и одна из улиц Лиепаи, и Лиепайская 8-я основная школа, и промысловое судно. На доме в Риге, где он жил, была мемориальная доска. Осталась от всего, видимо, только улица И.Судмалиса в Минске. И редкая советская почтовая марка с портретом.

В Белоруссии и России памяти не изменяют. А вот в Латвии, попирая Конституцию (Сатверсме), вовсю возрождая драконовскую цензуру, стерли в сети не один сайт о верном сыне латышского народа. Вовсю, словно воскресла средневековая инквизиция, продолжается гнусная «охота на ведьм» (хотя далеко не все латыши признают западный «праздник» всяческой нечисти Хэллоуин; недавно у нас под окном с высоких зеленых стеблей, по словам соседки-латышки, «проклятые хэллоуины» срезали все семь набухших бутонов красных роз, не дав раскрыться цветам в середине ноября). Во второй половине с.г. развернулся и «политический Хэллоуин»!..

Два года тому назад, провожая в последний путь выдающегося врача-хирурга, Героя Социалистического Труда, кавалера двух орденов Дружбы и многих других высоких наград, лауреата Государственных премий и двух премий ПАНИ, академика Виктора Константиновича Калнберза, мы прошли аллеей мимо мемориала Райнису, памятников писателям-участникам войны, генералам и полковникам, а также огромного гранитного памятника И.Судмалису и его боевым товарищам, участникам рижского Сопротивления, казнённым в фашистской тюрьме 25 мая 1944 года. Накануне 11 ноября, дня изгнания полчищ Бермондта-Авалова в 1919 г., я побывал на кладбище Райниса, возложил венки В.К.Калнберзу, И.Судмалису, бывшему главному архитектору Риги, ветерану 130-го Латышского стрелкового корпуса Э.Э.Пучину, а также на Лесном кладбище романисту, академику ПАНИ В.С.Пикулю.

Вспоминал и Курган Дружбы, где в первое воскресенье июля съезжались ветераны войны, пылал символический Костёр дружбы, звучали песни… 8 июля 2019 г. был отмечен 60-летний юбилей дружеских встреч на Кургане Дружбы. А осенью этого года из скупой информации я узнал о том, в этом освящённом давней традицией дружбы трёх народов латвийскими властями были варварски «сняты плиты». И более никаких деталей, пояснений, комментов. Зато сразу возникло множество вопросов. Зачем же так подло? В одностороннем порядке. И, скорее всего, как воры, опять под покровом ночи. Попрать братскую дружбу и боевое единство трёх народов… А был ли сей заповедный уголок, откуда рукой подать до Святогорского монастыря, Пушкиногорья, Михайловского, где жил и творил «великий наш сосед» (как сказал поэт А .Веянс), в «чёрном списке» подлежавших демонтажу-ликвидации до 15 ноября с.г. памятников?

Если да, то насколько же надо было морально низко – до истинно нацистской казуистики, фашистской идеологии – пасть, опуститься тем власть придержащим, кто хотел и решил в июне с.г. навсегда избавиться от памятников смелым борцам-антифашистам и бойцам антигитлеровской коалиции! ЛОГИКА ИСТОРИИ, СОГЛАСИТЕСЬ, НЕ БЫЛА И НИКОГДА НЕ БУДЕТ на стороне презренных «кангаров»-коллаборационистов, на стороне апологетов распоясавшегося и озверевшего национализма. Невыносимо тяжело было наблюдать в течение минувшего 30-летия, как в странах Балтии заходят «шарики за ролики» на пути к высшей цели «новых господ» кангаров, балтийских политиков – изгнанию советских «мигрантов» с паспортом ALIEN, т.е. «чужаков», «пришляков», прибывших в Латвию после 1940 года и даже родившихся в ней…

А также, той же метлой, всего советского (шире – российского, русского) наследия. Поистине, то, что дозволено Чёрному рыцарю, не дозволено даже в латышских народных сказках бурому медведю, будь в его шкуре заключён хоть самый прекрасный доблестный, благородный Принц, русский воин… И совсем уж неуместен символический медведь в объятьях Лачплечиса на памятнике Свободы. С немецким Чёрным рыцарем сражался эпический герой!..

Рига, Лиепая, Балвы, Даугавпилс, Тукумс, Курган Дружбы, Краслава… Всю осень поступала на мой «планшет» тревожная информация. Однако большая часть снесённого, кощунственно испорченного, превращённого в обломки, щебень, мусор осталась вне взоров сотрудников СМИ! Это и памятники партизанам в лесной глухомани, на богом забытых лесных тропинках, полянах и опушках. Когда-то и эти памятники я упоминал в краеведческих очерках на всю полосу в республиканской прессе, полгода в пятничном номере газеты «Диена» («День»). Кошмар! Ведь после демонтажа и путеводители, и книги о многих латвийских городах и весях стали неточны: нет там больше этих памятников, мемориальных досок, названий улиц. И нечего теперь показывать гостям, туристам, учащимся. Негде проводить уроки истории под открытым небом, встречи с ветеранами, с благодарной памятью возлагать венки и цветы… Впрочем, фактически вне закона теперь и общественные ветеранские организации, и белорусские общества и т.д., и т.п.!!.

Но неуёмная, неумная вакханалия упивающихся погромами и безнаказанностью вандалов, попирающих священные уголки памяти и давние традиции своего народа где-то тайком продолжается… 2022-й год, очевидно, переживут только серп и молот, символы советского государства – и только в Большом актовом зале Академии наук ЛР, признанном ЕС памятнике-высотке советского строительства (типовая «сталинская высотка»), на фасаде исторического здания (в новостях Латвии в их защиту убедительно выступил сотрудник сектора истории АН ЛР), и на литых чугунных парапетах набережной Двины-Даугавы, герб Союза на здании бывшего аэропорта Спилве (советский герб столь рельефно и мощно вмонтирован в фасад, что без него не осталось бы никакого архитектурно-эстетического смысла, художественной фундаментальности).

 Тем не менее, власти планируют продолжение «охоты на ведьм» и в 2023 году. Для подобного занятия и денежные средства (надо полагать, и на призы «охотникам») из бюджета, из кармана налогоплательщиков, в том числе несогласных с «новым порядком», всегда найдутся.

Всё сказанное выше, к сожалению, подводит к выводу, что в течение постсоветского периода «коллективно-либеральная» коричневатая политика в Латвии опустилась до уровня если не оголтелого буржуазного национализма (популярный термин 30-50-х гг.), то примитивного трайбализма (от английского tribe – племя), когда социум рассудочно делится на своих и чужих, на соплеменников и пришляков-мигрантов (даже «оккупантов» в риторике оного 30-летия!). Причём вторых, как правило, не спасает даже знание госязыка, ибо ФИО не то, не от представителей «титульной нации». Седой истории, в т.ч. Прибалтики, известно немало криминальных казусов беспощадного уничтожения чужаков (геноцид евреев, цыган, немногих в Риге чернокожих), а также их КУЛЬТУРНОГО МИРА – национального языка (в обиходе, общении, образовании), памятников материальной культуры (зданий «чуждой» архитектуры, эмблем, символов, запрет ношения национальных флагов, цветов, «чужих» наград, ряда книг, произведений искусства, исполнения песен – за «Катюшу», пишут СМИ, могут «зарядить штраф» аж в 3000 евро – прикиньте в рублях (!!), национальных праздников, собраний и т.д.

Трайбализм, по сути, – своего рода первобытнообщинный дичайший национализм (чужих у каннибалов запросто можно и съесть!), с невероятной лёгкостью переходящий в ксенофобию, шовинизм, нацизм, расизм, сегрегацию. Основной признак, как и у русофобии, – яростная, почти на биологическом уровне, как неизлечимая болезнь, социопатия, непримиримая враждебность ко всем чужакам на уровне подсознания, выливающаяся в стремление унизить, опорочить, изгнать, даже расправиться физически с «приблудными инородцами» (хотя бы и с туристами).

И это чудовище трайбализма живёт и процветает в Евросоюзе даже в ХХI веке!.. Или мы все вдруг оказались на постсоветском «диком Западе» с его дичайшими нравами?..

Но ведь тем, кто уничтожает, предаёт поруганию и забвению своё прошлое, грозит участь варваров, исчезнувших с лица земли вандалов, разрушителей «первого Рима»…

 

15.11.2022

 

                                      Костёр дружбы

Три аллеи ведут из трёх стран здесь, на стыке границ, на Курган,

что был создан в краю партизан из могильной земли. И Костёр

свои крылья над ним распростёр…

Не однажды седой ветеран навещал братской Дружбы Курган,

песни пел средь друзей-партизан. И глядел он на вечное пламя –

будто реяло алое знамя…

Беларусь, и Россия, и Латвия там сходились, где самое главное

зарождалось, ковалось, как дружба. С дружбой легче и в армии служба!

Под откосы пустив эшелоны, уходили бойцы от погони,

от карателей вновь отрывались, в Беларуси с друзьями встречались…

Никого не сразить чёрной силе! Кто убит – тех давно уж убили.

А Кургану – всё так же стоять и Костру вечной дружбы – сиять!

 

                            На снос памятника в Даугавпилсе

Люди с цветами приходят – проститься. Грусти исполнены женские лица.

Старые люди слезинки роняют, щёки платочком, скорбя, утирают.

И ветеранам, и юным не спится. Ночью идут с обелиском проститься.

И по словам, по глазам и по лицам видно: не хочется с горем смириться…

Но пробил час – и явилась полиция. Только бы крови в ночи не пролиться!

И над цветами творится насилье – будто бы птицам ломают здесь крылья!

Грубо хватая, бросают их в сторону. Тени мелькают, как чёрные вороны.

Нет, то не тени – шагает полиция. Крови бы здесь на цветы не пролиться!

Люди ведь с памятью светлой, с любовью. Лишь бы насилье не кончилось кровью…

Ну а дубинкой не вытряхнут душу! Вечный Огонь в ней вовек не потушат.

Ночью октябрьской в осенней прохладе памятник вспомнили – памяти ради.

Кто мог подумать, что это случится – акт вандализма. И скорбны все лица.

Жаль их! Ведь неадекватна полиция. Только бы крови в ночи не пролиться!

Даугавпилс помнит! Спасибо за это. Скорбь патриотов опишут поэты…

Власти, а вы не свихнётесь в напасти? Разве историю пилят на части?..

 

             Кощунство в Краславе,

или Тарзан на Братском кладбище

Долго русских гнобили они – «новой» Латвии гнусные монстры;

кукловоды за ними в «тени» пили пенное в галстуках пёстрых.

Снова выборы…* Призрак конца! Рать политиков пала так низко –

аж втыкается «мордой лица» в вопиющую грязь экстремизма!

Сколько шавок всегда среди них – как нацисты, вершат прегрешенья,

даже Сейма попрали решенье – лихо прошлому дали под дых!

Пункт 2-ой в том решенье гласит: Братских кладбищ не трогать, подонки!

Но упырь, как всегда, верещит, тащит плиты почти из-под ёлки!

Скоро, братцы, уже Рождество… Эх бы ломом хватить вурдалака!

Но и Сейм не отучит его: «Брысь на место! Пшёл вон, забияка!»

Бурый «кангарс» когтями скребёт,** подлый гад, и могильные плиты!

И пять статуй солдатских снесёт в память воинов славных – убитых…

19 лежит партизан и бойцов (всё записано) 30.

Но во власти «без башни» Тарзан, он РЕВАНШЕМ сполна насладится.

Вероятно, батяня его в зад заряд получил партизанский.

Злобен сын его, хоть Рождество очень скоро… Сын в злобе тарзанской!..

Даже пункт он 2-ой не читал, голоснул: “Drang nach Osten!” ретиво.

И на кладбище трактор пригнал, разорили всё аки скотина!..

Истоптали весь грунт, кабаны! Чернозёма навалены кучи…

Да, клыки в жутком акте видны и рога – чем у чёрта, покруче!

Безнаказанна сволочь опять. Видят все и рога, и копыта.

Возмущается люд… Воссоздать и вернуть бы скульптуру и плиты!..***

Безответственность мерзко цветёт. Кто чиновников адовых тронет?

Сейм молчит. И мрачнеет народ. Гложет ржавчина каски, патроны…

А Брюссель, свет ЕС, далеко. «Хэллоуин» у границы резвится.

В Беларусь здесь проехать легко. А с нацистами мерзко браниться…

Что ЮНЕСКО? Что Страсбургский суд? Если в Краславе мысли так низки,

как скоты, хоть шедевры снесут, мордой падая в грязь экстремизма!..

 

13.11.2022

* В дни предвыборной кампании «тарзаны-неонаци» вовсю используют антирусскую

риторику; после моего сатирического коммента в фейсбуке мигом удалили «дерзкий»

рисунок: древнелатышский воин с окровавленным мечом, в овал головы вклеено фото

фейса депутата от Нацобъединения, кандидата в законодательный орган, XIV Сейм.

** Кангарс – пособник Чёрного рыцаря в эпосе А.Пумпура «Лачплесис», символ

изменника родины, коллаборациониста.

*** На памятнике имелись и фамилии захороненных партизан и красноармейцев,

сиявшие золотой краской. Краславское кощунство по своей криминальности выходит

на одно из первых место во всём Евросоюзе! Ещё один негативный «рекорд»…

                                Давно пора!..

Россия Латвию призвала к ответственности! Уж пора!

Зарвались гнусные вандалы. Чтоб не спалось им до утра!

А ветеранов страшно мучит бессонница, наследья снос.

Над Латвией сгустились тучи, идут погромщики вразнос…

Вошли во вкус в преступном рвенье, как в 41-ом в Холокост…

Аж зуд у них от нетерпенья – снесли бы даже и погост…

Никто не призовёт к ответу. А ведь задуматься пора!

Россия лишь призвала! Это весомо, как и в век Петра!..

Распоясались хулиганы – и Братских кладбищ не щадят.

Переживают ветераны, и слёзы застилают взгляд…

Где б латыши сегодня были, когда бы Гитлер победил?!

Иль за Уралом бы бродили, как в Остланд Розенберг учил?!.

 

                                   Памятники и фашизм

Неужели фашизм возрождается? Возрождается чёртова свастика?

В Риге свастика не убирается. Серп и молот считают напастью…

В них на кладбищах Братских вгрызаются

                                            с треском, дымом стальные бульдозеры.

И могилы бойцов превращаются

                                            в лужи, хляби… Всё б сделали озером!*

Семь десятков объектив разрушено.** Озверели как будто чиновники.

Овладел ли рогатый их душами? Или в Сейме засели виновники?

Одобряет «зачистку» правительство. Нет программы для блага у Латвии.

В бой идут лишь вандалы – не витязи.

                                                Не изгнать – ни молитвой, ни ладаном!

Прежде были бы шлемы рогатые на вандалах, исчадиях ада.

Пребывать им в истории гадами – ведь несёт лишь несчастия НАТО!

 

* СМИ ЛР бодро сообщают, что до 15 ноября с.г. план по сносу памятников

«советского прошлого» всецело выполнен. Но отдельные самоуправления

продолжат акцию демонтажа по собственному почину. Разумеется, не ощущая

над тупой головой ни воздетого перста президента Э.Левитса, ни дамоклова меча

закона, Сейма и Кабмина. У русского населения имеются опасения, что вторая

волна вандализма может ударить по Братским кладбищам, ибо действие договора

с РФ латвийскими властями приостановлено в одностороннем порядке. Имеются

опасения и в отношении судьбы памятников русской культуры, в том числе,

 в латышской формулировке, «имперского периода», а также русской топонимики.

Перед уходом 13-й Сейм «зачистил» аллею В.С.Пикуля в Болдерае, осенью с.г.,

при этом выдающийся романист, академик ПАНИ кощунственно и антинаучно

назван кем-то вроде «проповедника имперского режима» и т.п. В августе рижским

Клубом друзей писателя литературно-музыкальным концертом было отмечено

5-летие аллеи Пикуля. Как оказалось, видимо, в последний раз… Увы, пространство

Русского мира в Латвии сужается, как шагреневая кожа в романе О. де Бальзака.

                            Пушки НАТО на Украине

Что такое Украина нынче? Украина стала пушкой НАТО.

И не оттого ли Байден хнычет, квохчет в спичах: чаще грохать надо!

Нынче Украина – что такое?.. Фон дер Ляйн в ЕС с трибуны квохчет:

«Не оставим мы РФ в покое! Воевать за нас Зеленский хочет!»

Верещат, захлёбываясь, хором: «Повоюем, погремим, однако!»

Сей ансамбль – натовская свора. Украина – славословит НАТО.

Вывод прост: сегодня Украина стала уж давным-давно холопкой,

натовской презренною рабыней, топчет только натовские тропки…

Роют, как наёмники, окопы, чтоб к России ближе подкопаться.

Как же так, славяне? Вы – холопы! Украинцы, вы же – наши братцы!

                                     Провокаторы и войны

И Пентагон из кожи лезет вон, и НАТО замышляет провокации,

несут их фейки сеть и телефон, военщина бесчинствует в прострации.

Ввязать хотели б всех они славян в безумную войну против России,

стреляя в Польшу. Но в мозгах изъян – лезть на границы Запад не просили!

Их адский план: вновь перессорить всех: как трайбалисты, пусть затеют бойню.

Рассчитывает НАТО на успех. НО ПРОТИВ НАТО ВСЕ ВЕДУТСЯ ВОЙНЫ!

 

16.11.2022      

* Трайбализм (tribe – племя) – национализм на уровне первобытного инстинкта самосохранения вида и особи;

будучи привнесённым СМИ в социальное сознание и болезненно возбуждая подсознание (что нередко заметно

и по лицу социопата), даёт страшный эксплозивный эффект, становясь социально-психологической причиной

погромов, этнических чисток, перманентных набегов и войн с соседними племенами, народами. Чего стоит

дихотомия: белые – чёрные, арийцы – неарийцы, немцы – ненемцы (Undeutsche в Курляндии, Лифляндии,

Эстляндии), в социальной плоскости переходящее в классовую дихотомию господа – рабы, бароны – холопы

(бароны – «наши крестьяне» (unsere Bauern – и никаких латышей), белые – красные – со всеми вытекающими

 уничижительными эпитетами, обзывалками, бранными словами (от слова «брань» – война). Политические

социопаты во власти, естественно, не сознают, не чувствуют своего пребывания на уровне трайбализма.

Сергей Журавлёв, лауреат Некрасовской премии ПАНИ,

Международного конкурса поэзии (1975),

Международной литературной премии им. В.С.Пикуля,

Международного конкурса поэзии и публицистики, посвящённого романисту (2022),

руководитель Латвийского отделения ПАНИ

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить