В преддверии 160-летнего юбилея В.И. Вернадского, который будет отмечаться 12 марта, продолжаем знакомить читателей с материалами «круглого стола», который состоялся 10 лет назад, 11 марта 2013 года, в Государственной Думе РФ. Выступления его участников не утратили актуальности и сегодня. Представляем доклад председателя Координационного совета ВСД «Русский Лад», кандидата экономических наук В.С. Никитина.
Академик Вернадский был настоящим патриотом России, гражданином Советского Союза и верным сыном планеты Земля, заботящимся о её счастливом будущем. Он всегда тесно связывал развитие науки с прогрессом родной страны во всех направлениях, с решением важных задач экономического, социального и культурного развития, обеспечения независимости и безопасности России. В 1918 году он отказался принять украинское гражданство от гетмана Скоропадского, т.к. считал себя русским человеком и был против переименования малороссов – русских людей, в придуманных австрийскими спецслужбами – украинцев. Будучи первым президентом Украинской академии наук (1918-1919 годы) он считал своим главным культурно-общественным заданием – сохранение русской культуры на Украине. Несмотря на разногласия с большевиками, В.И. Вернадский не стал эмигрантом, а посвятил свою жизнь развитию советской науки. За свой плодотворный труд он в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени и удостоен Сталинской премии.
Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» выступило с инициативой проведения общественных слушаний в Государственной Думе РФ по теме: «Значение научных трудов великого русского ученого В.И. Вернадского для будущего развития России и человечества» не только для того, чтобы почтить его память в связи со 150-летием со дня рождения. А прежде всего для того, чтобы подтвердить для соотечественников огромную актуальность научного наследия нашего русского гения для разработки современной модели развития человечества. Ведь Конференция ООН по устойчивому развитию в Рио-де Жанейро в июне 2012 года уже приняла решение о формулировании новых целей развития земной цивилизации.
Сегодня важно отметить, что В.И. Вернадский первым в мире заложил новую мировоззренческую основу для будущего развития России и человечества. Это он 100 лет назад первым из современников осознал и указал на космический масштаб грядущей мировоззренческой революции.
В своей работе «Мысли о современном значении истории знаний» он написал, что «в XX веке начал осуществляться коренной перелом научного мировоззрения, сравнимый с тем, который произошел около 2,5 тысяч лет назад – в VI веке до нашей эры, когда в религиозных исканиях шел поиск смысла бытия». А чтобы понять по-научному суть грядущего мировоззрения Вернадский доказывал, что нужно рассматривать это явление в рамках такой научной реальности, как Космос. Академик утверждал, что сейчас человечество живет в одной из стадий меняющегося Космоса, но, к сожалению, законы Космоса остаются за гранью понимания многих политических движений и правителей. Сейчас известно, что через каждые 2150 лет происходит смена космических эр. Это влечет за собой смену вектора цели человечества и его мировоззрения. В 2012 году началась новая космическая эра. И мы видим, как новое мировоззрение стучится в дверь.
Академик Вернадский предвидел этот коренной мировоззренческий перелом. Он писал, что «XX век – это особая эпоха, характерная взрывной волной научного творчества, отличающаяся тем, что одновременно по всей линии науки в корне меняются все основные черты картины Космоса. Меняются в корне наши представления о материи, об энергии, о времени, о пространстве. Создаются совершенно новые понятия, которые отсутствовали во всех предшествующих миросозерцаниях. Этим новым понятиям мы часто не находим прямых аналогий в прошлом. Зарождается новое мировоззрение, коренным образом меняющее наше мышление. Мы подходим к построению мира без материи в прежнем её понимании». Вернадский считал, что человечество вступает в новую – в энергетическую эпоху своего развития, в область новых материально-энергетических проявлений. А источник энергии, который захватывается разумом, практически безграничен.
Вернадский одним из первых в мире понял значение радиоактивной энергии и огромные возможности её использования человечеством. В 1922 году по его инициативе был создан государственный радиевый институт, директором которого он был с 1921 по 1938 год. А в 1940 году Вернадский добился создания комиссии Академии наук по урану. Этим он заложил основу для развития атомной промышленности СССР.
В своём научном труде «Научная мысль как планетное явление» ещё в 1938 году наш великий соотечественник изложил основы нового материально-энергетического мировоззрения. Он доказывал, что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера перейдет в новое состояние в царство разума – ноосферу. Убеждал, что научная мысль могущественным образом меняет природу. А бурный поток научных открытий является проявлением ещё не изученной силы, связанной с духовной творческой энергией человека. Вернадский указывал, что хотя живое вещество в биосфере материально ничтожно, но энергетически оно выступает в ней на первое место. Поэтому пора от изучения грубых слоев материи перейти к исследованию и использованию энергии Солнца, космических излучений, биохимических процессов, а также к исследованию тончайших энергий. А тончайшей и величайшей из всех энергий является энергия, несущая в себе мысль.
Вернадский обращал внимание потомков, что в биогенном токе атомов и связанной с ним энергией резко проявляется планетное, космическое значение живого вещества. Ибо биосфера является единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникают космическая энергия, космические излечения и, прежде всего, лучеиспускание Солнца.
Великий ученый предвидел опасность вырождения человечества и специально для нашего поколения написал, что «строение биосферы отличается от других оболочек Земли своей своеобразной организованностью – это организм, а не механизм. Биосфера, как организм, отличается от механизма тем, что находится в непрерывном становлении, в движении всех её самых мельчайших материальных и энергетических частиц». Поэтому Вернадский создавал теорию развития человечества как живого одухотворенного социального организма, а не как бездуховного социального механизма.
Вернадский В.И. внес свой вклад в прорыв к новым справедливым формам социального бытия человечества. К. Маркс глубоко проработал этот вопрос в социально-экономической сфере, а Вернадский предложил социоприродную форму развития человечества в его единстве с биосферой и системой Земли, как планетарного организма. Он на деле доказал правоту К. Маркса, который считал идеалом науки будущего такое её состояние, когда естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере в какой наука о человеке включит в себя естествознание. Это будет одна наука и Вернадский в своем учении о ноосфере, как сфере разума, стремился к этому идеалу.
Вернадский предсказал, что в XX веке будут созданы условия для развития человечества как единого целого, а это новая стадия в истории планеты, а не только в истории человечества.
Действительно практика, как критерий истины, показала, что во второй половине XX века произошло глобальное изменение мира, создавшее качественно новую объективную реальность и потребовавшее изменения мировоззрения.
В XX веке человек впервые охватил своей жизнью и культурой всю верхнюю оболочку Земли – биосферу и вышел в Космос, а в конце XX века получил в свои руки знания и технические средства для превращения стихийного и неуправляемого исторического процесса в проектируемый и управляемый.
Таким образом, сбылись предсказания В.И. Вернадского, и к началу XXI века были созданы предпосылки для качественно нового этапа в истории планеты – для организации и развития всего человечества как единого целого, т.е. для управляемой глобализации мира. Но время показало, что без соединения учения Вернадского с учением К. Маркса переход в «царство Разума» не осуществить. Мешают противоречия между Капиталом, Трудом, Природой и Разумом.
Научные знания и научно-технический прогресс стали использоваться рвущимися к мировому господству финансовыми спекулянтами не для улучшения природной среды и жизни человечества, а для захвата и удержания власти, усиления своей военной мощи, порабощения других народов и государств, хищнического использования природных богатств. В результате, планета вошла в состояние запредельной техногенной и антропогенной перегрузки, известив об этом нарастающим валом природных катаклизмов. Природа мстит человечеству за неразумное хозяйствование.
Но самое страшное, что мировые ростовщики вторглись в механизм социальной эволюции человечества. Эволюция стала происходить не стихийно, а управляемо с помощью современных телекоммуникаций и средств манипулирования людьми путем лишения их разума. Сейчас интеллектуальная среда загрязнена, отравлена, изуродована ещё хуже, чем природная. Информационный тоталитаризм стал мощнейшим средством идеологического оболванивания и закабаления миллионов людей. Глобализаторы направляют народы планеты не по пути развития человечества, как живого организма, а по пути превращения их в социальный механизм.
Основная масса людей превращается в роботов нового типа – биороботов, лишенных разума. Так целенаправленно и жестоко проводится политика «расчеловечивания человека». Жертвами этой планируемой и управляемой мировыми ростовщиками истории на наших глазах становятся целые страны и народы.
Чтобы спасти человечество от гибели необходимо сформировать новое мировоззрение XXI века, основанное на соединение социально-экономического учения Маркса с социо-природным и социо-космическим учением В.И. Вернадского. В результате получится целостное мировоззрение, нацеленное на разрешение противоречий как между Трудом и Капиталом, так и между Природой, Разумом и Капиталом. Основа такого мировоззрения уже сформулирована в трудах российских ученых, в том числе и в науке о современном мире – глобалистике, созданной ученым Федотовым А.П.
Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» намерено учесть это при разработке современного цивилизационного проекта развития России.
Мы выражаем благодарность Российской академии наук за издание к 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского 24-х томного собрания его научных трудов. Мы требуем установления в Москве памятника великому русскому ученому В.И. Вернадскому и считаем целесообразным и необходимым использовать его научное наследие, как мировоззренческую основу для будущего развития России и человечества.
Мы напоминаем российской власти вывод В.И. Вернадского: «В беспощадной борьбе государств и обществ побеждают и выигрывают те, на стороне которых стоят наука и знание, которые умеют пользоваться их указаниями, умеют создавать кадры работников, владеющих последними успехами техники и точного мышления…. Великое несчастье России заключается в том, что это часто не понимается… Страна, которая не работает самостоятельно в области научной мысли, которая только усваивает образование – чужую работу – есть страна мертвая.». Это очень актуально для нынешней России.
Мы призываем научные круги России и всё образовательное сообщество страны принять активное участие в решении поставленной В.И. Вернадским задачи проникновения научных знаний во все человечество. Провозглашенный им ещё на заре XX века «идеал учащегося народа» должен быть вновь реализован в России. Человек XXI века, чтобы быть действительно разумным, должен обладать широкими и глубокими знаниями законов природы и общества, высокой духовностью, нравственностью и культурой, мыслить в масштабе нашей планеты и всего Космоса. Он должен использовать достижения науки, техники и новых технологий для созидания, а не для разрушения.
*** С полным текстом сборника «Научное наследие В.И. Вернадского – мировоззренческая основа будущего развития России и человечества» можно ознакомиться по ссылке: https://www.rus-lad.ru/upload/iblock/df9/df97328d5137ac628d9f3134fe7ea0ca.pdf
Материал опубликован на сайте "Русский лад"
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: