Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

12 марта 2023 года будет отмечаться значимая дата – 160-летие со дня рождения великого русского учёного, основоположника теории ноосферы Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945). В связи с приближающимся юбилеем хотим напомнить читателям материалы «круглого стола», прошедшего 10 лет назад, к 150-летию мыслителя, по инициативе движения «Русский Лад» и фракции КПРФ в Государственной Думе. С докладом о биографии и значении Вернадского выступил академик РАН, известный геофизик Э.М. Галимов (1936-2020).

Э. Галимов. Вернадский – мыслитель, учёный, гражданин

В.И. Вернадский родился 12 марта 1863 года в Санкт-Петербурге. В 1881 году он поступил в Санкт-Петербургский университет, профессорами которого в это время были А. Бутлеров, Д.И. Менделеев, А. Бекетов, В.И. Докучаев.

Вернадский окончил университет со специализацией по кристаллографии и минералогии. Он начал работать в Петербургском университете в 1885 году хранителем минералогического кабинета. И стал одним из крупнейших минералогов своего времени.

Ему принадлежат фундаментальные труды по кристаллографии и минералогии: «Опыт описательной минералогии» и «История минералов земной коры», которые занимают 4 пятисотстраничных тома его собрания сочинений, которые мы только что подготовили к изданию. Он, вслед за Севергиным в 18 веке, Кокшаровым и Федоровым в XIX веке, завершил в начале XX в. построение превосходной отечественной школы минералогии. За эти работы он ещё в 1911 году был избран академиком. И это одно обеспечило бы ему достойное место в истории науки. Но это оказалось лишь малой долей того, что ему удалось совершить.

В.И. Вернадский очень рано, ещё в университете, приобщается к общественно-политической жизни. Он был председателем Совета объединенных студенческих землячеств. Членами студенческого объединения, председателем которого был В.И. Вернадский, являлись в том числе старший брат В.И. Ленина А.И. Ульянов, а также П.Я. Шевырев, которых В.И. Вернадский близко знал и которые были казнены 8 мая 1887 года после покушения на Александра III.

Позже в воспоминаниях В.И. Вернадский писал: «…у меня чуть ли не ежедневно собирался Совет объединённых землячеств, председателем которого был я, а заместителем А.И. Ульянов»... «Александр Ильич Ульянов, секретарь студенческого научного литературного общества, мне помнится, бывал у меня в Минералогическом кабинете очень часто. Это был умный, привлекательный человек с большими интересами»... «в последнее время я не только догадывался, но определённо понял, что он был в террористической ячейке»... «я спорил с ним против террора» (Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука. 1981 г. С. 54–55).

Над В.И. Вернадским, хотя он и не участвовал в деятельности террористической группы, но был председателем организации, в которую эта группа входила, также нависла угроза. Её удалось отвести Е.П. Старицкому, отцу его жены Наталии Егоровны, который был высокопоставленным чиновником. Он добился для В.И. Вернадского заграничной командировки.

После приезда из-за границы, где он посетил Францию, Германию, Италию, В.И. Вернадский начал подготовку к переходу на кафедру минералогии Московского университета. В Московском университете Вернадский читает кристаллографию и минералогию. Он рассматривает минералогию как учение о химических реакциях. Это было совершенно новым пониманием минералогии. Фактически это было началом геохимии.

Ознакомившись во время своей зарубежной командировки с открытием радиоактивности Анри Беккерелем и работами Пьера и Мари Склодовской-Кюри, В.И. Вернадский был чрезвычайно увлечён перспективами использования радиоактивности в качестве источника энергии.

В 1910 году В.И. Вернадский выступает на заседании Академии наук с речью: «Задачи дня в области радия». Он говорит пророческие слова: «… В вопросе о радии ни одно государство и общество не может относиться безразлично к тому, как, каким путём, кем и когда будут использованы и изучены находящиеся в его владениях источники лучистой энергии. …Перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению».

Это было сказано более 100 лет назад, когда физические основания такого прогноза были ещё неясны создателям новой физики А. Эйнштейну, Э. Резерфорду и другим.

Годы с 1901 по 1908 были временем особенно высокой общественно-политической активности В.И. Вернадского. Он пишет в статье «О профессорском съезде»: «Профессора высших учебных заведений – университетов и технических институтов – нигде в цивилизованном мире не поставлены в настоящее время в столь унизительное положение, как у нас в России… Если профессор не вошёл в состав бюрократической машины, не присоединился к тем силам, которые активно поддерживают полицейский бюрократизм, губящий нашу страну… он не может быть уверен, что по произволу администрации и по неизвестным ему причинам он в один прекрасный день не будет устранён от дорогой ему деятельности» (Газета «Наши дни», 20 декабря 1904 г.).

Он пишет: «Правительство не должно исходить из корыстолюбивых каких-нибудь личных, семейных и тому подобных мотивов… В нашем строе огромное число таких благовидных мошенничеств найти очень легко, и едва ли найдётся много чистых и честных фамилий в этом отношении среди нашей знати. Почти всякая несёт на себе большое количество разных прямых и косвенных мошенничеств» (Из дневников, 19–20 июля 1893 г.).

Социальные проблемы не только вызывают сочувствие В.И. Вернадского, но и конкретные действия. В 1891 году неурожай в средней России, в том числе в Тамбовской области, где было расположено его имение Вернадовка, поставил крестьянство на грань голодного бедствия. В.И. Вернадскому и его друзьям удалось в ряде уездов Тамбовской области организовать систему столовых («119 столовых, в которых кормится до 5700 человек», – отмечает В.И. Вернадский в письме к жене 1 мая 1892 г.). В это время ему исполнилось лишь 29 лет.

В.И. Вернадский принимает активное участие в событиях, характеризовавших общественные настроения 1905–1906 годов. В этот период он становится членом партии конституционных демократов, участвует в земских съездах, избирается членом Государственного Совета от учёного сообщества (академии и университетов). Любопытная фраза, которую он записывает в дневнике: «…Всюду чувствуется большая реальность осуществить республику. Кто может быть выставлен как кандидат в президенты от социал-демократов? Ленин?» (Из дневника 17 ноября 1905 г.). Это сказано не в 1917 году, а в 1905 году.

Наблюдения за людьми, собравшимися в Государственном Совете, вызывают в Вернадском глубокое разочарование. Он пишет в письме Я.В. Самойлову 13 августа 1906 г.: «В Государственном Совете я увидел этих людей, нищих духом, а в их руках власть». И далее: «Несомненно, среди них были люди с именами и большим внутренним содержанием, такие, как Витте, Кони, Ковалевский, Таганцев и др. Но не они задавали тон… у сановников здесь собравшихся… не было ни блеска знания, ни образования, ни преданности России, ни идеи государственности. В общем – ничтожная и серая, жадная и мелкохищная толпа среди красивого декорума…».

Проезд по улице высоких особ вызывает у В.И. Вернадского те же чувства, что и проезд у нас нынешних вельмож. В.И. Вернадский записывает в дневнике 12 мая 1893 года: «Сегодня приезд царя… В городе масса стеснений. С лиц, живущих на Театральной площади, по Моховой и другим улицам, взяли подписку, что они не будут открывать окна… По некоторым улицам во время пребывания царя запрещено ездить с чемоданами. Приезд царя вносит много неудобств и стоит стране ой как дорого. А затем чувствовать себя рабом, которым помыкают как угодно!».

К свидетельствам В.И. Вернадского, этого замечательно русского мыслителя и патриота, жившего ещё в эпоху Александра III и Николая II, полезно прислушаться тем, кому эти времена представляются сегодня золотым веком России.

С началом войны 1914–1918 гг., когда выявилась неподготовленность сырьевой базы России, В.И. Вернадский выступил с инициативой создания в Академии наук Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС).

В период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года В.И. Вернадский пишет в письме к жене (19 июля 1917 г.): «Сейчас очень тревожно за судьбу демократии. Получаются чрезвычайно печальные результаты её применения. Конечно, и без этого было бы плохо. Но тут полное рабство духа, и мысли, и воли». Вернадский входит в состав Временного правительства в качестве заместителя Министра народного просвещения. Он пишет по этому поводу: «Не имел мужества отказаться, так как сознавал свой долг».

Октябрьскую революцию принимает насторожённо. Он пишет, что идея большевиков: «Дать от более имущего менее имущему, который будет жить так, как жил более имущий. Вместо одного буржуя будет несколько более мелких и худших. Печальная роль социализма, который исчез при этой перестановке». В то же время Вернадский отмечает: «…Несомненно, в большевистском движении очень много глубокого, народного».

В начале 1918 года В.И. Вернадский уезжает из Петрограда на Украину, в Полтаву, затем в Киев, где он по предложению своего друга проф. Н.П. Василенко, назначенного министром народного просвещения в правительстве гетмана П.П. Скоропадского, берется за организацию Академии наук Украины.

В.И. Вернадский является основателем Украинской Академии наук. Кстати, он пишет: «Я поставил тогда условием, что не буду гражданином Украинского Гетманства, я буду принимать участие в культурной работе на Украине в качестве делового эксперта» (Архив РAН. Ф. 518).

В.И. Вернадский наблюдает разруху на Украине, в Киеве, и в дневнике 9 мая 1918 года записывает: «Меня удивляет такая бесшабашность молодёжи, берущейся за решение сложнейших дел, касающихся многомиллионного населения. Сколько зла уже наделала эта молодежь, получившая власть!» (В.И. Вернадский, Дневники 1917–1921 гг. Книга 1, 1994 г. С. 82).

В ноябре 1919 года, избегая прихода большевиков в Киев, В.И. Вернадский направляется на юг, в Ростов-на-Дону. Там он встречается с Деникиным. Ищет у него поддержки Украинской академии наук. Надеется на Добровольческую армию. В дневнике записывает: «Гибнет Академия, на которую потрачено много усилий». 20 января 1920 г. В.И. Вернадский прибывает в Крым, где он тяжело заболел. В Крыму он пробыл больше года и смог создать за это время, вновь проявив свой организаторский талант, Таврический университет.

В эти годы, несмотря ни на что, Вернадский продолжает активно работать в науке. В центре его внимания проблема живого вещества. Он пишет: «Для меня открылся новый мир. Я убедился, что в окружающей нас природе – биосфере – живые организмы играют первостепенную, может быть, ведущую роль». Тогда же В.И. Вернадский задумал создать фундаментальную монографию о живом веществе. Свой замысел он начал осуществлять в период гражданской войны, находясь в Киеве, затем в Симферополе, в условиях, когда научная литература была малодоступна, и привести работу к законченному виду было невозможно. В 1921 году В.И. Вернадский вернулся с Украины в Петроград и вскоре выезжает за рубеж.

Концепция живого вещества явилась предтечей и основой его наиболее фундаментального труда – учения о биосфере. Собственно книга «Биосфера» была написана В.И. Вернадским во время пребывания его за рубежом, главным образом во Франции, с 1921 по 1926 год. Она была издана в Ленинграде в 1926 году (В.И. Вернадский. Биосфера. Л., Науч. хим.-тех. изд-во. 1926. 146 с.).

Другая классическая работа В.И. Вернадского «Очерки геохимии» была впервые опубликована в 1924 г. В основу издания и «Очерков геохимии» были положены лекции, прочитанные в Париже, в Сорбонне в 1923–1924 гг.

Вернадский показал себя выдающимся мыслителем. Он создал новые области науки. Именно таковыми были и его геохимия и учение о биосфере. Его занимали фундаментальные вопросы естествознания. В их числе – проблемы пространства и времени, которые как раз в это время были поставлены в повестку дня современной ему физикой. В особенности оригинальны его мысли, связанные со своеобразием пространства и времени живых систем.

В.И. Вернадского глубоко интересовал механизм научного творчества. Он писал: «Учёные – те же фантазеры, как и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. У них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей они живут и для таких идей они работают… мне ненавистны всякие оковы моей мысли, я не могу и не хочу заставить её идти по дорожке практически важной, по такой, которая не позволит мне хоть несколько больше понять те вопросы, которые мучат меня…».

И ещё: «Новые науки, которые постоянно создаются вокруг нас, создаются по своим собственным законам; эти законы не стоят ни в какой связи ни с нашей волей, ни с нашей логикой. Наоборот, когда мы всматриваемся в процесс зарождения какой-нибудь новой науки, мы видим, что этот процесс не отвечает нашей логике. Ход истории и развития науки, ход выяснения научной истины совершенно не отвечает тому её ходу, который, казалось бы, должен был бы осуществляться по нашему логическому разумению» (Вернадский В.И. Труды по геохимии. Изд. 1994 г. Лекция 1. Создание новой науки геохимии. 1921 г. С. 8).

Эти слова Вернадского следует помнить нынешним чиновникам, которые пытаются управлять наукой, говоря словами Вернадского, «по своему разумению», хотя правильнее сказать – по своей неразумности.

В.И. Вернадский был религиозен. «Религиозный подъём есть один из величайших элементов очищения». Он пишет это в трагические дни послереволюционной смуты в дневнике 17 февраля 1918 года, находясь в Полтаве.

Но он рассматривал религию как принадлежность частной жизни человека. Вернадский критически относился к попыткам церкви играть роль в общественной жизни: «Я считаю себя глубоко религиозным человеком. Могу очень глубоко понимать значение, силу религиозных исканий, религиозных догматов. Великая ценность религии для меня ясна не только в том утешении в тяжестях жизни, в каком она часто оценивается. Я чувствую её как глубочайшее проявление человеческой личности. Ни искусство, ни наука, ни философия её не заменят. А между тем, для меня не нужна церковь и не нужна молитва. Мне не нужны слова и образы, которые отвечают моему религиозному чувству. Бог – понятие и образ слишком полный несовершенства человеческого» (1923 г. Архив РАН, Ф. 518, Оn. 2, D12. Л. 5 об. В.И. Вернадский. Дневники 1917–1921 гг. Наукова Думка. Киев. 1994 г. С. 233).

Для него были совершенно неприемлемы религиозные толкования в науке. В частности, он резко отрицал роль творца, так называемый креационизм, в проблеме происхождения жизни. Вернадский отмечал: «Среди гипотез возникновения жизни… две группы могут быть оставлены без рассмотрения… одна из этих групп допускает, что жизнь создана актом творения, волевым проявлением творца. Другая считает, что она появилась вследствие единожды происшедшего случая. Для нас гипотеза Случая является столь же стоящей в стороне от области научных исследований, как и гипотеза специального божественного акта творения» (Вернадский. Живое вещество в биосфере. С. 139).

В.И. Вернадский был крупным организатором науки. В советское время В.И. Вернадский добивается активной работы Комиссии по изучению естественных производительных сил, по организации разведки и добычи урана. Организует Радиевый институт, организует биогеохимическую лабораторию, из которой вырос нынешний Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского, который я и мои коллеги представляем за этим столом. В течение жизни В.И. Вернадский организовал 26 научных учреждений.

В.И. Вернадский писал об участии Академии наук в государственной работе, т.е. в работах, в которых заинтересовано народное хозяйство: «Я считаю эту государственную работу очень важной, но для этого, прежде всего, научные учреждения Академии наук должны быть поставлены в условия, которые отвечали бы этой задаче. Сейчас для огромного числа академических учреждений этих условий не существует. Только благодаря высокому среднему уровню научных сотрудников, мы можем держаться, но с каждым годом это становится всё более трудным» (Из письма вице-президенту АН СССР О.Ю. Шмидту 14 июня 1941 г.). Это можно было бы слово в слово сказать и сегодня.

В подготовленном нами к изданию 24-томном собрании сочинений В.И. Вернадского тринадцатый том включает статьи, выступления, документы, связанные с общественно-политической деятельностью В.И. Вернадского. Эта сторона творчества и деятельности В.И. Вернадского освещалась до сих пор скупо, может быть, потому что его гражданская позиция ни в какие времена не была удобна власти.

В этот период В.И. Вернадский заканчивает свой капитальный труд «История минералов земной коры», его вторую часть, посвящённую истории природных вод. В 1937 году выходит его книга совместно с С.М. Курбатовым «Земные силикаты. Алюмосиликаты и их аналоги».

Он неоднократно направляет властям письма в защиту своих арестованных коллег. В то же время Вернадский пишет: «Среди интеллигенции ясно слушается и распространено убеждение, что политика Сталина – Молотова – русская и нужная для государства. Их партийные враги – враги и русского народа».

В предвоенные годы В.И. Вернадский увлечённо работает над проблемами пространства – времени и симметрии, связанными с живыми организмами. Работает над статьей о диссиметрии, о «Правизне и левизне».

В.И. Вернадский говорил о забюрократизированной, малокомпетентной системе управления, ничтожных личностях, осуществляющих власть. Исключение он делает только для двух лиц: Сталина и Молотова.

В.И. Вернадский пишет в дневнике 1 июня 1941 года: «Президиум хочет руководить и контролировать нашу работу, тогда как об основных данных, необходимых для работы, он не заботится. Так, большинство наших помещений никуда не годится… Ещё хуже, если это вообще возможно – с оборудованием… Но ещё важнее отсутствие научных приборов или долголетняя их постройка. У нас годами строятся циклотроны, которые в Америке и, по-видимому, в Японии строятся месяцами… Нам отказали в покупке за границей масс-спектрометра, без которого нельзя работать по изотопам…» и т.д., т.е. картина ничем не отличается от сегодняшней.

Произведение «Химическое строение биосферы Земли и её окружения» В.И. Вернадский создавал, когда ему было уже около восьмидесяти лет. Он придавал ему значение своего завершающего труда, говорил, это – «моя главная книга», «книга жизни». Она действительно представляет концептуальный синтез созданных им учений о биосфере, биогеохимии и геохимии.

В последние годы В.И. Вернадский приходит к строгим и заключительным формулировкам своего учения о ноосфере. Он обращает внимание на растущий конфликт деятельности человека и природной среды, что лишь десятки лет спустя начнет осознаваться как грозная экологическая проблема.

В последних работах о ноосфере В.И. Вернадский рассматривает включение человека в биосферу не просто как конфликт природы и человека, а как новый этап развития биосферы. Этот этап характеризуется переходом от стихийного развития биосферы к её развитию, регулируемому человеческим разумом. Не только живое вещество, но и разум (по-гречески «ноос») входит в состав биосферы.

В дневниковых записях в начале войны с Германией недоумение по поводу стремительного продвижения немцев: «Плохо поставленная, зачастую лживая информация о положении на фронте». В то же время уверенность в конечном поражении Германии. «…Сейчас исторически ясно, что большевики, несмотря на многие грехи и ненужные – их разлагающие – жестокости, в среднем вывели Россию на новый путь. Если – как я уверен – есть все основания думать – борьба с Гитлером кончится нашей победой – исторически Ленин и Сталин стояли на правильном пути».

Двумя строками В.И. Вернадский определяет своё видение проблемы социалистической экономики – «...большевики справились с основными линиями производства – заводы, металлургия, земледелие. Но почти фиаско мелкой промышленности – без которой жить цивилизованно нельзя» (3.I.1944 г.).

Владимир Иванович Вернадский не дожил до победы в Великой Отечественной войне. Он умер 6 января 1945 года.

Подытоживая, можно сказать:

В науке, в которую Владимир Иванович Вернадский сумел внести в течении своей жизни огромный вклад, для него главным было следование фактам, абсолютная научная честность.

В общественно-политической жизни его возмущало мздоимство, мелочность и некомпетентность властей и при царском режиме и при советской власти. В его высказываниях по этому поводу, к сожалению, много аналогий и с тем, что мы наблюдаем и сегодня.

Как мыслитель, Вернадский был удивительно проницателен. Некоторые его предвидения, например касавшиеся будущей роли атомной энергии, значения исследования Луны и планет, возникновения проблем экологии, были неожиданными для его современников и только теперь оценены в полной мере.

Несмотря на свой критический ум, а может быть благодаря ему, его отношение к истории и будущему человечества было глубоко оптимистичным. Его учение о ноосфере проникнуто верой в торжество разума.

Жизнь и деятельность Вернадского представляют пример того, чему следовало бы стать нашей национальной идеей: честность, справедливость, уважение и доверие к разуму.

*** С полным текстом сборника «Научное наследие В.И. Вернадского – мировоззренческая основа будущего развития России и человечества» можно ознакомиться по ссылке: https://www.rus-lad.ru/upload/iblock/df9/df97328d5137ac628d9f3134fe7ea0ca.pdf

Материал опубликован на сайте "Русский лад"

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить