Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

%u0412 %u0420%u0438%u0433%u0435 %u0441%u043D%u0435%u0441%u043B%u0438 %u043F%u0430%u043C%u044F%u0442%u043D%u0438%u043A %u041F%u0443%u0448%u043A%u0438%u043D%u0443

В Риге снесли памятник Пушкину

РИА Новости

26 мая с.г. с 12 до 14.00 у памятника в Риге по православному календарю

Латвийское отделение ПАНИ отметило день рождения А.С.Пушкина. Ещё успели!

В русском зарубежье имя великого национального поэта А.С.Пушкина ещё в 1924/25 году, когда отмечалось 125-летие со дня рождения поэта, стало глубоко знаковым – ярким, характерным символом Дней русской культуры. А дата 26 мая по православному календарю стала ежегодно отмечаться как Пушкинский день, обычно связанный с началом проводимых русской общественностью Дней русской культуры. К празднику русской словесности, песни, изобразительного искусства нередко издавалась газета «Русский день» с портретом А.С.Пушкина, стихами, статьями и заметками на пушкинскую тему, а также о русской культуре в Латвии и других странах «русского рассеянья».

Ещё в 1880 году представители латышской общественности в дни открытия памятника Пушкину в Москве послали приветственный поэтический адрес, где были и такие строки: «Не торжеству победы грозной /В честь ликованья раздаются, /Но вечной памяти поэта, /Кем слава нации воспета, /Ты («древняя столица» – С.Ж.) воздвигаешь монумент…» – и «гению племён славянских /Все просвещённые народы /Дань достодолжную возносят».

Во второй половине ХIX века латышская словесность делала лишь первые шаги и своим учителем избрала русскую литературу, а художественным ориентиром в поэзии – Александра Пушкина: «Прими, о славная столица, /Прими младенческий привет /И от латышского народа!» Первые ростки национального самосознания латышей неотделимы от «тропы народной» к светочу русской поэзии: «На путь духовного рожденья /Едва вступив, и он (латышский народ – С.Ж.) вкусил /Его (Пушкина – С.Ж.) поэзии бальзам целебный, /И он с признательностью детской, /Но искренней, чистосердечной /Пред гением склоняется главой…» («Рижский вестник», 1890, № 131).

И в Латышском крае, в Риге широко отмечалось 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина. Многочисленные аспекты этого народного празднества нашли отражение в целом ряде книг и публикаций нашего Русского культурного центра, основанного ещё в 1988 году. В 1989 году к 190-летию со дня рождения поэта РКЦ провёл множество поэтических вечеров, концертов, чтений.

С того времени прошли и презентации более 30 книг, среди них: «22 поэта Латвии – А.С.Пушкину», «Латышский листок в венке славы Пушкина», «Моя Пушкиниана; Памятник нерукотворный: Поэты Латвии – А.С.Пушкину», двухтомник о том, как в Латвии, русском зарубежье отмечалось столетие со дня смерти незабвенного создателя «Медного всадника», «Евгения Онегина» и множества других шедевров русской литературы.

Народный поэт Латвии, замечательный друг русского народа Янис Судрабкалн выразил своё восприятие русской культуры: «В искусстве русском, в русской речи есть /И мощь, и тонкость, мысль и страсти пламя, /Так издавна звучит свободы весть, /И Пушкин предсказал её стихами».

Значение творчества пассионарного гения для латышей отметил также известный переводчик русской поэзии, поэт Янис Плаудис: «Поэты наши научились пенью /У Пушкина, и любят латыши /Его стихов пленительных кипенье, /И ширь ума, и мощь его души». Несколько стихотворений любимому поэту посвятила также Народный поэт Латвии Мирдза Кемпе, выразив свою признательность в посвящении «У могилы поэта»: «Народы пышными цветами /Венчают холм могильный твой… /И васильковый сильный пламень – /Как русских глаз огонь живой. /За солнечную мысль поэта, /Что в сердце Латвии вошла, /От сосен Латвии с приветом /Я ветвь Победы принесла». Целый ряд талантливых стихотворений посвятил великому русскому собрату по перу латышский лирик Янис Гротс, автор пьесы «Пушкин», поставленной в Дайлес-театре в 1937 году.

Русская классика, пушкинская поэтика поистине оказала непереоценимое, долговременное художественное влияние на становление и развитие литературной мысли в Прибалтике.

И какой чёрной неблагодарностью «клеветников России» представляется любому литературоведу, историку культуры, исследователю русско-латышских литературных связей творящееся в эти годы политажиотажа & слабоумия в Латвии! Депутаты ушедшего в небытие 13-го Сейма не могли придумать ничего более путного, как в последние часы своего пребывания в роли законодателей проголосовать за снятие названия «Аллея Пикуля» в Болдерае, близ старинной крепости Усть-Двинск, где в 1980-е гг., снимая комнату в доме у хозяйки-латышки на берегу Рижского залива, жил и творил великий романист, посвятив в своих произведениях множество строк и Латвии, которую глубоко познал, не только изучая историческую литературу, портреты исторических лиц, но и совершая поездки в старинные города Либаву, Митаву, Венден, Бауск и т.д. (ныне Лиепая, Елгава, Цесис), лично общаясь с местными жителями, в т.ч. бывшими моряками, ветеранами мировых войн. В своих произведениях Пикуль многократно проявил знание русской классики, уместно цитируя поэтов Золотого века: Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др. И сколь глубоко переживал бы романист, узнав о нелепейшем решении Сейма надругаться над его памятью как «имперского» (!) писателя. Нет в мировом литературоведении подобного термина!

И ни в чём не проявилось в романах Пикуля подобострастное, ханжеское отношение писателя ни к царям, ни к царским сановникам – превыше всего ставил он Историю. Историю края, Латвии, России, Европы, судьбы изображаемых лиц, ценил их вклад в историю государства российского, дипломатию, науку, культуру. Высоко ценил и воспевал Подвиг сильных духом, сыновнюю любовь к Родине.

Напротив, и Пикуль нередко был гоним, слыл едва ли не инакомыслящим автором «альтернативной истории», ссылаясь на подлинные документы, как в романе о конце правления династии Романовых в России «Нечистая сила», где одним из неудобных и «опасных» даже для современной бюрократии образов является Григорий Распутин, убитый участниками заговора, подготовленного английской разведслужбой.

На волне вандализма, после демонтажа памятников боевой славы, мемориалов советских воинов и партизан Великой Отечественной войны, войдя во вкус и почувствовав полную безнаказанность, и депутаты Рижской думы (бесспорно, и по указке сверху, от «кукловодов»!) проголосовали за изъятие якобы «незаконно установленного» памятника А.С.Пушкину, открытие которого состоялось в августе 2009 года возле «горбатого мостика» на берегу рижского канала (протекающего, между прочим, под бывшим Александровским мостом, близ которого высится памятник Свободы, и мостом на бывшей Николаевской улице; а вокруг здания в стиле русского классицизма – ампир, т.е. «имперский» стиль).

Место тогдашним руководителем Совета по памятникам Рижской думы, профессором Ояром Спаритисом (позднее президентом АН Латвии) было выбрано поистине идеальное (также и в плане переклички с Михайловским, местом ссылки поэта по возвращении с юга России в 1824 году). Кстати, в августе 1999 года наш хор «Перезвоны» (рук. композитор, академик ПАНИ, лауреат премии Г.Свиридова, ныне покойный Юрий Владимирович Глаголев) в год 175-летия прибытия поэта в Михайловское и 200-летия со дня рождения, исполнял песнопения у места его вечного упокоения близь алтарной части собора, а также в зале НИЦ Пушкиногорья.

Подчеркну, что за минувшее тридцатилетие власти Латвии в одностороннем порядке на фоне «холодной войны» и последовательного замораживания отношений с Россией довели до полного абсурда даже отношения с русской литературой (отменено её преподавание в национальной школе), поэзией и вообще культурой, считая даже памятник поэту своего рода коварной политической зацепкой «враждебной страны», троянским конём восточного соседа в «публичном пространстве» Латвии. Весь этот политический бред сполна прозвучал и в решении РД – удалить дар Правительства Москвы (или лично экс-мэра Ю.М.Лужкова), шедевр Народного художника России, академика А.М.Таратынова из «публичного пространства» в некий музей. Канал facebook на латышском языке не без русофобского злорадства, экспонируя фотоснимок памятника, констатирует, что Художественный (сугубо национальный) музей и Музей истории Риги отказались принять сей памятник, дал согласие лишь Союз художников Латвии. Но где же художники смогут достойно разместить памятник в человеческий рост, с постаментом?

Всё это абсолютно не учтено в скороспелом решении думских горячих голов. Кроме того, охранной грамотой для памятника является основополагающий принцип ЮНЕСКО о сохранении культурного наследия (в случае незаконного демонтажа или переноса памятника он должен быть восстановлен на том же месте). Перенесённый же из публичного пространства в музей памятник становится всего лишь экспонатом. Или номинальной единицей хранения в загашниках. Хозяин барин! Но и это незаконно! В газете «Вести-Сегодня» (29.05.2023) живущий в Голландии скульптор А.М.Таратынов заявляет, что памятник является его собственностью и в случае повреждения дело будет передано в суд.

Кстати, 26 мая прошлого года, в день рождения поэта, мы провели у его памятника традиционный час поэзии. Прибывшие на своём «бусике» двое муниципальных полицейских неожиданно повели себя крайне неадекватно: не перебивая моего выступления, обратились к С.В.Разумовскому (организатору мероприятия, членкору ПАНИ) с неадекватными вопросами: мол, что это за пикет, имеется ли разрешение Рижской думы и почему поднят российский флаг (сбоку за памятником, в тени лип). Типовой документ полицейский незаконно «забраковал» и выписал два штрафа: «за отсутствие разрешения» и использование флага «государства-агрессора». Вступившись за коллегу как бывший депутат РД, голосовавший за памятник в 2009 г., я сказал муниципалу, что разрешение имеет законную силу, а один оратор имеет полное право выступать у памятника, тем более в день рождения поэта. А вообще пушкинские Дни поэзии в Риге, Латвии проходят с 1899 года, а в Латвийской республике, Западной Европе с 1924 года, т.е. более 120 лет. Принимали в них участие и видные латышские литераторы. «Политическая истерика» муниципалов, призванных охранять мероприятия (как и проведённое нами собрание к 200-летию Бородинской битвы у памятника М.Б.Барклаю де Толли, где также звучали стихи Пушкина), имела место на фоне предыдущих событий 9 мая у мемориала воинов-освободителей в Задвинье, когда народ пытались не допустить для возложения цветов (!), задержали юношу с российским триколором в руках/на плечах (позднее он был оправдан судом, ибо НЕТ ЗАКОНА О ЗАПРЕТЕ российских национальных цветов, флага России). Неужто полиция должна была бы срывать и значки, ленточки, нашивки с бело-сине-красным?

Желая восстановить справедливость, оскорблённый грубым попранием прав человека, подал в суд и С.В.Разумовский, требуя лишь извинения за неоправданные действия полиции. Однако решение суда, превзойдя любую казуистику, оказалось прямо-таки фантастическим как основанное на неверном, вымышленном логическом основании: мол, флаг был поднят у Оперы (?!), затем шествие (?) направилось к памятнику О.Калпакса (это участник гражданской войны в Латвии в 1919 г.). Дальнейший фантастический маршрут не отмечен, хотя очутиться у памятника поэту мнимый истец-виновник мог, пройдя мимо Посольства РФ, через Стрелковый парк и по «горбатому мостику». После подачи истцом апелляции Окружной суд оставил в силе всю эту «дичь» с добавлением фразы: «Решение окончательное, обжалованию не подлежит» (?!)

Но, спрашивается, имеют ли люди право где-либо в пространстве города использовать флаг России или Беларуси, скажем, в те же Дни русской культуры, в Час памяти на кладбище Райниса или на Мемориале Пикуля и т.п.? Или на свои национальные цвета необходимо запрашивать отдельное разрешение? При диктаторе К.Ульманисе ношение российских орденов и прочих наград с разными колодками и ленточками строго воспрещалось. Однако даже некоторые бывшие русские генералы-латыши, участники Первой мировой войны в памятные дни бесстрашно ходили в кителях со всеми своими боевыми регалиями. Так на панихиду по своему сослуживцу генералу, барону П.Н.Врангелю в Александро-Невской церкви в 1928 г. в центре Риги пришли и латыши, бывшие офицеры русской армии.

26 мая с.г. патруль муниципальной полиции, опять прибыв на «бусике» (даже на полчаса раньше), честь по чести охранял Пушкинский час поэзии, который устроителям пришлось начать со слов в защиту памятника и многочисленных давних связей Пушкина и его творчества с Ригой, Латвией, всей Прибалтикой (чему ранее были посвящены издания РКЦ и Пушкинского общества Латвии). И в этом году на постамент были возложены цветы от Посольства РФ в Латвии, Латвийского отделения ПАНИ и Русского культурного центра, ценителей поэзии. Букет полевых ромашек украсил портрет бабушки поэта Марии Алексеевны Ганнибал, истинной радетельницы воспитания будущего светила отечественной словесности, приставившей к нему няню Арину Родионовну и «дядьку» Никиту Козлова, всю жизнь оберегавшего своего подопечного и провожавшего в январскую стужу в Святогорский монастырь гроб с тело покойного. Во имя русскости Саши Мария Алексеевна уволила гувернёров-французов в своей подмосковной усадьбе Захарово, много читала ему по-русски и в своём имении Михайловское, писала внуку замечательные по мысли и стилю письма во время его учения в Лицее…

И в этом году в Пушкинский день рижане узнали много нового, интересного о любимом поэте и его связях с Латвией, её литераторами, переводчиками, библиофилами, художниками и театрами. Бюст Пушкина работы академика Опекушина встречал гостей в вестибюле II городского (русского) театра (в здании бывшего I-го, Немецкого театра с образованием ЛР разместилась Национальная опера Латвии). Во всех рижских театрах ставились спектакли по произведениям русского классика. В ЛНО весной 1930 и 1931 гг. в опере «Борис Годунов» рижане видели и слушали Ф.И.Шаляпина в его «коронной роли» (дабы успеть «на Шаляпина», министры и депутаты закончили заседания на час раньше). Арии и песни на стихи Пушкина Царь-бас исполнял в Риге, Юрмале, Либаве в своих концертах и в другие годы. Множество уникумов, прижизненных изданий Пушкина собрал в своей библиотеке Народный артист СССР Ю.И.Юровский. Пушкинское общество Латвии и РКЦ не раз устраивали выставки рижской живописной и графической Пушкинианы, флористики, яркие цветовые пятна создавали коллекции значков с портретами поэта и его современников, музеев, мест пребывания, медалей 1899, 1937, 1999 гг., бюстов (в т.ч. фарфора рижской «кузнецовки») и барельефов. В Пушкинские дни концерты и выставки проводились и в рижском Дворце Петра Великого на ул. Паласта, 9 в Старой Риге в годы творческой деятельности РКЦ (до незаконного выставления исторического здания на аукцион недвижимости; после реставрации помещения были распроданы под офисы фирм). Политика и бизнес в Старом городе лихо «перебежали» дорогу русской культуре, хотя имеется документ о передаче дворца РКЦ (до войны сказали бы: на нужды национально-культурной автономии). При сомнительных обстоятельствах была закрыта галерея «Неллия» (близь Дворца президента), где активно бурлила общественная жизнь, открывались новые выставки, в т.ч. посвящённые творчеству Пушкина, в окружении картин постоянно звучали музыка, стихи, песни и романсы…

Память А.С.Пушкина с конца ХIХ века чтила и Православная церковь Латвии, в августе 2009 года на открытии памятника произнёс слово владыка ЛПЦ, митрополит Александр, филолог по образованию, большой ценитель русской классики.

P.S. Когда эссе уже было написано, рано утром 30 мая мне позвонил Разумовский, уполномоченный собранием вести переговоры в различных госинстанциях о сохранении памятника. Станислав Владимирович сообщил, что памятник… снят и отвезён на склад. Накануне 31 мая – дня выборов нового президента. Нацики боятся, что к власти придёт архитектор по образованию, предприниматель г-н Улдис Пиленс, которого поддерживают левые силы, интернационалисты, противники разгула русофобии в политических верхах страны, и дар Москвы сохранит свой статус памятника в Риге. В любом случае левые силы не намерены сидеть сложа руки и ждать у моря погоды. Нами уже продуманы многие варианты возвращения бронзового классика в «публичное пространство» на его законное место по принципам ЮНЕСКО о сохранении культурного наследства Европы. Памятник должен вернуться со склада!

Мы твёрдо верим, что Пушкин переживёт все неправедные гонения и в Риге – и возле памятника поэту много лет будет звучать его живое слово, новые поэтические посвящения.

Сергей Журавлёв,

рук. Латвийского отделения им. В.С.Пикуля,

профессор, академик,

лауреат Некрасовской премии ПАНИ,

Международной премии им. В.С.Пикуля,

Международных конкурсов поэзии и публицистики,

кавалер Пушкинских медалей

ИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ ПОСВЯЩЕНИЙ

Поэту дружбы и любви – в Латвии

У памятника Пушкину – рыдать? Иль не оспоривать глупца, как Пушкин

нам завещал? Врагов не проклинать, хоть в головах у них грохочут пушки?

У них всегда с поэзией война. Теперь кричат: культура виновата!

Хоть в Эрмитаже мир и тишина, на Мойке брат не восстаёт на брата.

На Чёрной речке вечен обелиск на месте достопамятной дуэли.

Лишь бесы затевают писк и визг – и памятник обрушить бы хотели!..

Что ж? Завещал нам «не оспоривать глупца» поэт великий лирою заветной.

Но на смерть встать перед ордой несметной – за идеал сражаться до конца!

Любимец муз поистине велик. Хотя века грохочут в мире пушки,

помянет каждый сущий в нём язык

                                                    Поэта дружбы и любви: «Спасибо, Пушкин!»   

Пушкин и Рига

В «латыщине» и Пушкину непросто! То улицу, то бюст его – долой! (1)

Сто с лишним лет он бьётся с пошлой прозой – один перед последнею чертой!

Бульвар когда-то в честь его назвали – от театра русского, где бюст стоял

в фойе – и лик все взорами ласкали, а он гостей торжественно встречал.

Его творец был славный Опекушин, кто создал монумент и для Москвы.

И в час открытья слышал медный Пушкин стихи от латышей. Но век, увы, (2)

поэзии давно уж в лету канул. И в новый век войны и бунтарей

отняли театр и властью, и обманом, где Пушкин был всегда в кругу друзей!..

Где ж бюст, что академиком изваян, поныне неизвестно никому.

Пришли иные – Пушкин стал изгоем, хотя совсем неясно – почему. (3)

Столетие поэта отмечали всем миром – в школах звонкий стих звучал!

И в парке Верманском всем раздавали конфеты, дабы праздник слаще стал!..

Портретом Пушкина влекли конфеты, и всяк, стихи любя, портрет хранил

опального российского поэта, любимца Муз – и в Риге Пушкин жил!

Спустя же четверть века снова друг-календарь явил: 125!

И в зарубежье праздник был основан –

                                                  как Русский день – и с Пушкиным опять! (4)

И в русских обществах звучали речи о Пушкине – и стих его звенел

бессмертной бронзой, чёток, долговечен, как Пётр в седле, кого поэт воспел!..

Когда же Пушкин в бронзе у канала как дар Москвы друзьям своим предстал,

вся русская община ликовала – и возлегли цветы на пьедестал… (5)

И я был горд, что принимал участье в Днях пушкинских как рижский депутат

и как поэт, не веря, что ненастье настанет вновь – и мир толкнёт назад…

Как маятник, вспять время обратится – и гений, Пушкин, станет вновь гоним,

хотя давно успел он с Ригой сжиться – для многих латышей он стал родным!..

Но правит принцип «Разделяй и властвуй». Хотят у нас поэта отобрать,

а с ним и Русский день, и светлый праздник,

                                                            чтоб и стихам в пространстве не звучать!..

Но верю я – и вере есть причины: пребудет с нами Пушкин, наш поэт.

Не лягут на стихи, на лик его морщины – он с нами, светоч, с нами дивный свет!       

23.05.2023

1. Так в 1870-80-е гг. в газете «Рижский вестник» именовал Латышский край учитель и публицист

И.М.Желтов, автор «прибалтийского» романа «Удильщик на Двине».

2. В 1880 г. представители Рижского Латышского общества в дни открытия памятника Пушкину

отправили в Москву поэтическое приветствие на русском языке.

3. В 1919 г. в период Советской Латвии в здании бывшего II городского (русского) театра

действовал Рабочий театр; затем его занял Национальный театр.

4. В Русском зарубежье Пушкинский день отмечался в день рождения поэта по старому стилю –

26 мая, ежегодно с 1924 г. в Эстонии, затем с 1925 г. в Латвии и других странах.

5. Открытие состоялось в августе 2009 года. Как депутат РД я принимал участие в заседании

Совета по памятникам Рижской думы; были приняты позитивные решения и по моим запросам

о восстановлении Колонны Победы – бронзовой Виктории – в Отечественной войне 1812 года

и мемориальной доски в честь пребывания и гастролей в Риге Ф.И.Шаляпина.                                                         

Валентин Пикуль и русские поэты

Поэтов русских Пикуль обожал. Он в Ленинграде рос – и видел часто

дворцы, черты Петра – и в день ненастный, и в солнечные дни их созерцал.

От Петербурга был неотделим и свят, и светел вечно лик поэта.

Адмиралтейская игла согрета была его теплом. И Пикуль с ним,

поэтом вдохновенным, вдаль шагал – бывал певец на Мойке, на Фонтанке,

и Летний сад не раз он воспевал, подошвой трогал здесь булыжник гладкий…

И во дворцах, в салонах он бывал, ревнуя Натали свою украдкой,

но пылкий взор ревнивца выдавал – и морщился Дантес нахально-гадкий!..

О, Петербург! Был полон жизни град столичный на Неве – и экипажи

по Невскому летели… Наугад бродили дамы в залах Эрмитажа…

И золотой брегет звонил обед Онегину, Каверину – иль время

спешить в театр… И с ними это бремя не раз делил и театрал-поэт.

Век Бриллиантовый и Золотой друг друга проникали в Петербурге.

В них жил ночной порою жизнью бурной и бывший юнга – мыслью и душой!..

Но он не только молодость свою связал с Дворцовой площадью и Невским –

не стал писать поэмы-однодневки, романы посвящал он бытию!..

И Пушкина живым изобразил в миниатюре «День Петра и Павла».

…Тельняшку Пикуль в Питере носил –

                                                      бог весть, куда он в ней ночами плавал!.. 

21.05.2023

                                                                                           

          Под копытом коня Петра, или Клеветники России

 

АНТИРОССИЯ ПАМЯТНИКИ РУШИТ. ЯЗЫК ТУРГЕНЕВА И БЛОКА ДУШИТ.

ЧЕСТЬ ПУШКИНУ ПОРА БЫ ТОЖЕ ЗНАТЬ – И ЛАТВИЮ СО ВЗДОХОМ ПОКИДАТЬ…

АНТИРОССИЯ РУШИТ РУССКИЙ ДОМ, ХОТЕЛА Б РУССКИЙ МИР ДОТЛА РАЗРУШИТЬ,

КОРРОЗИЕЙ, ГРИБКОМ ВЪЕДАЯСЬ В ДУШИ, ГРАНИТ – ДОЛБЯ ОТБОЙНЫМ МОЛОТКОМ.

ЖИВЁТ АНТИРОССИЯ КЛЕВЕТОЙ, КЛЕВЕТНИКИ РОССИИ ПОВСЕМЕСТНО,

ДЕМОНИЗИРУЯ, ТРЕЩА НЕЛЕСТНО, ГРОЗЯТ НАРОДУ РУССКОМУ ВОЙНОЙ!..

РАТЬ РУСОФОБОВ ТОЛЬКО ЗНАКА ЖДЁТ, ЧТОБ СТАЕЙ МОСЕК РИНУТЬСЯ В АТАКУ.

А ЕСЛИ ЧТО – ВСПЯТЬ БРОСИТЬСЯ ПО ЗНАКУ. РОССИЯ В МИРЕ ДОБРОЮ СЛЫВЁТ…

ЛИШЬ ЛЮТЫЙ РУСОФОБ НЕПРИМИРИМ. ВРАЖДА И ЯРОСТЬ ТЛЕЮТ В РУСОФОБЕ –

ДВУЛИКИЙ ВРАГ, ОН СЧАСТЬЯ ИЩЕТ В ЗЛОБЕ. И ВСЯ АНТИРОССИЯ ВКУПЕ С НИМ.

ЕМУ МЕРЕЩИТСЯ ЗА КНИГОЮ ЛЮБОЙ, СКУЛЬПТУРОЮ, ЗА ПУШКИНСКОЙ СТРОКОЙ

АГЕНТ РОССИИ, ДИВЕРСАНТ, ШПИОН. НО САМ ИНОАГЕНТ ПО СУТИ ОН!

АНТИРОССИЯ – КОРЧИТСЯ, КАК ГАД, ШИПИТ ВО ЗЛОБЕ ВЕЧНОЙ ПОД КОПЫТОМ

КОНЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. ГЛЯДЯТ ХИМЕРЫ С ХРАМОВ. ЗМЕЙ ПАДЁТ УБИТЫМ!..

 

                                                                                                                  Сергей Журавлёв 

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить