Вместе с политической и экономической перестройкой со второй половины 1980-х годов в Советском Союзе шла перестройка и в сфере культуры, прежде всего, художественной. Так как постепенно всеобъемлющие социалистические идеология и государственное устройство вытеснялись из повседневной общественной жизни и заменялись рыночно-капиталистической идеологией и соответствующей практикой, аналогичные процессы происходили и в отечественной художественной культуре. В конце восьмидесятых и в девяностых годах двадцатого века стало очевидно нарастание вестернизации и коммерциализации в российских литературе и искусстве. Вместе с тем в российском обществе одновременно с либерально-капиталистическим влиянием усиливалось и влияние религии, прежде всего, православной веры, тем более, в связи с 1000-летием принятия Православия на Руси-России в 1988 – м году. Одновременно представители коммунистических и социалистических партий и организаций боролись за сохранение зданий, скульптур и других произведений искусства, выражающих советскую идеологию. Таким образом, носители социалистического, либерально-капиталистического и православного менталитетов отстаивали свои культурные интересы. Даже представители криминально-кланового менталитета более активно демонстрировали свои художественные симпатии в архитектуре своих пригородных домов и особняков, в блатном мелосе, в настенных граффити и кладбищенских памятниках. Таким образом, перестройка с её плюрализмом, отказом от государственной идеологии и так называемыми гласностью и ускорением усилила и активизировала явление, которое я назвал российской полиментальностью. Художественный образ-метафору этого понятия на личностном уровне я нашел в четырех братьях Карамазовых, героях одноименного романа Ф.М. Достоевского [ 4 ].
Либеральное влияние проявлялось в увеличении проката западных, в первую очередь, американских фильмов. Причем кроме кинотеатров и телевидения возникло множество так называемых видеосалонов, где в духоте и тесноте «млад и стар» потребляли, ранее запретную, зарубежную «чернуху» и «порнуху». Подобные процессы развивались и на музыкальной зстраде (шоу-бизнес) включая телевидение и радио, где преобладала западная поп- и рок-музыка, а также в художественной литературе (бестселлеры), где царили переводные криминально-детективные, фэнтазийные (фэнтази) и эротические романы. В изобразительном искусстве вестернизация и тяга к авангардизму и постмодерну, неофициальным выставкам проявилась ещё ранее перестроечной либерализации. А перестроечное время способствовало развитию коммерческих тенденций в жизни и творчестве художников. Появились частные галереи и выставки, возможности продавать свои произведения за рубежом. В 1991 г. одиозный памятник Петру Первому с головой микроцефала, унижающий великого императора, работы Михаила Шемякина, был установлен в Петропавловской крепости и стоит до сих пор, свидетельствуя как о деградации перестроечного искусства, так и национальной идентичности и достоинства нашего общества. А недовольство значительной части общественности этой «скульптурой» продолжается . Впоследствии в городе появились и другие одиозные памятники, в частности академику А. Сахарову на площади между СПб госуниверситетом и библиотекой Академии наук и поэту Александру Блоку рядом со зданием, где он жил последние годы своей жизни и где находится его музей. Вместе с тем, многие художники остались верны традициям русского реализма и духовной христианской живописи, которая стала легитимной. Главную роль здесь тогда играл Илья Глазунов. Менее выражено поначалу те же явления наблюдались в театре, но позднее выразились весьма экстремистски, скандально и даже кощунственно по отношению к православию. Достаточно вспомнить такие имена режиссеров, как К. Серебренников, К. Богомолов и Т. Кулябин (постановщик пьесы с неадекватным присутствием в ней Христа, что оскорбляло верующих зрителей). Наконец, и в архитектуре новая власть денег и западничество привели к появлению в центре Петербурга весьма неэстетичных и попросту бездарных зданий, убогих на фоне классических творений великих архитекторов 18-го и 19-го веков. К тому же они по вышине нарушают знаменитую «невскую линию». А из-за проекта так называемой башни Газпрома (высотой свыше 400 м), которая должна была вознестись на другой стороне Невы, напротив, одного из архитектурных петербургских шедевров - Воскресенского Смольного собора зодчего Растрелли (91 м), возник серьёзный конфликт между городскими властями и преданной своему городу общественностью. Причем против неуместного в этом месте сооружения выступили все основные слои и идейные группы населения. На митинги выходили одновременно либералы, коммунисты и православные (от имени последних по инициативе автора данной статьи было отправлено обращение к Президенту, премьер-министру России и губернатору города). На сей раз дружные усилия горожан окончились их победой – самое высокое строение в Европе, напоминающее не то чужой инопланетный ракетоплан, не то чудовищный агрессивный штык, вонзившийся в небо (предложенное английскими архитекторами во главе с Т. Кеттлом), было возведено в более подходящем месте на окраине города, на берегу Финского залива [ 2 ]. Одновременно «перестройка» позволила возвратить Русской православной церкви её храмы, монастыри и другие строения и предметы.
Необходимо отметить, что в связи с либерально-прозападными перестроечными процессами почти сразу в отечественной художественной культуре появились собственные произведения-подражания западным образцам во всех видах искусства, а также в рекламе, которая превратилась в разновидность зомбирующего масскультовского искусства общества потребления. Изменилось само поведение и язык, речь многих людей, особенно молодых, в том числе в мире искусства: «шоу-бизнес», «звезда», «кумиры», «пиар», много слов о деньгах («бабло», «зеленые»), стремление сняться в рекламе, в скандальных телевизионных передачах, злоупотребление косметикой, ботоксом и пластической хирургией, «тату», пирсингом, «заголением», экстремистской модой, жаргоном типа «круто», «кайф», «прикольно», «тусовка», «халява», «раскрутка», даже использование ненормативной лексики [ 5 }, где тон задавал С. Шнуров («Шнур») со своей солисткой Юлией Коган. А ещё американизмы. иностранные псевдонимы и названия поп- и рок-групп, стремление петь на иностранных языках, даже, если ты уличный музыкант. Просмотр, слушание и чтение преимущественно зарубежной продукции. Мечты о Голливуде и иностранных гастролях и замужествах. Что касается «заголиться-обнажиться» -- у большинства «без проблем». Читайте интервью молодых и не очень молодых актрис, и эти постоянные шпагаты Волочковой и её подражателей. В качестве вечерних зрелищ внедрялись немыслимые раньше стриптиз и «бои без правил». Ныне к ним подключились женские бокс и борьба.
Классическая концепция СМИ и массового искусства предполагает четыре основные функции их деятельности: 1.Информирование об окружающем мире, социальной среде, познание. 2. Социализация, воспитание, прежде всего молодежи. 3.Развлечение, отдых, порождение позитивных эмоций; 4.Сближение, сплочение аудитории, общества. За время (более тридцати лет) рыночно-капиталистической трансформации в Российской федерации информационная функция, особенно с появлением интернета, стала слишком мозаичной, противоречивой, фейковой, в первую очередь. навязчиво рекламной. Воспитательная функция практически исчезла, превратившись опять же в коммерческо-рекламную, внушающе-зомбирующую потенциальных потребителей. Функция сплочения социума, общества включается только по государственным праздникам и перед выборами. По сути в СМИ и искусстве, господствующей в паре с рекламой стала функция развлечения, игры на «основных» инстинктах. Причем с одной стороны, в виде шоу-бизнеса, с поп-музыкой, незамысловатым и пошловатым юмором, заголением тел и душ, бездуховным современным язычеством. А с другой - в виде видео-запугивания, эмоциями страха и ужаса посредством криминально-«киллерных» сериалов и фильмов-триллеров. Ныне «экранное насилие» - это самый распространенный жанр на российских телеэкранах и интернет-платформах, в кинопрокате. Однако, самое возмутительное, что на российском телевидении даже сейчас во время СВО (специальной военной операции, а по сути уже войны) демонстрируются американские фильмы, в которых фигурируют чудовищные русские мафиози и бандиты (причем часто в исполнении российских актеров), а Джеймс Бонд, Рембо и более свежие супермены десятками убивает наших солдат. Подобную продукцию увлеченно смотрят наши дети и подростки. Странно, что на это не реагируют ни Министерство культуры, ни Министерство просвещения, ни Министерство внутренних дел, ни Министерство обороны и другие государственные организации? Разве такие явления не относятся впрямую к национальной безопасности и идентификации, к воспитанию патриотизма?
В последние годы всё чаще в России демонстрируются фильмы и сериалы, насыщенные сценами жестокости и насилия, даже садизма ( «Метод-1 и 2» «Чикатилло», «Майор»», «Хороший человек», «Хрустальный», «Мерзлая земля», сериал «След», идущий пять раз в неделю в течение 26 сезонов (почти 3000 серий и в каждой жестокое изощренное убийство, истязания и пытки!). Подобные фильмы, сериалы и клипы, особенно посвященные школьным расстрелам (впервые случился в 1999 г. в американской школе Колумбайн), несомненно сыграли свою роль в аналогичных расстрелах , которые произошли в последние годы у нас в России (в Керчи, Казани, Москве, Перми; в Ижевске в сентябре прошлого 2022 года). Законы подражания, психического заражения и внушения никто не отменял [ 3 ]. В России уже появились сообщества «Колумбайн». Всё больше также появляется и фильмов ужасов и черной мистики, насыщенных всевозможными маньяками, вампирами, оборотнями, исчадиями из преисподней и из космоса. Самое печальное, что, если ещё несколько лет назад подобная продукция была сплошь иностранной, то ныне все эти жанры освоили наши собственные кинематографисты. Традиционный русский, российский менталитет уже более тридцати лет подвергается переформатированию. И экранное искусство играет здесь весьма активную роль. Вот парадокс: ныне православный телеканал «Спас» демонстрирует только фильмы, созданные в атеистической советской стране, потому что они более духовны и нравственны, чем современная продукция, снятая в стране, где государственная власть доброжелательно и уважительно относится к Русской православной церкви и другим традиционным конфессиям, где Рождество Христово стало государственным праздником, где активно реставрируются старые и возводятся новые храмы. Однако, постоянная тридцатилетняя либеральная реклама в России западного образа жизни, так называемого престижного потребления, индивидуализма, денежного фетишизма оказалась достаточно эффективной. В результате общество потребления пока побеждает духовно-нравственное общество веры, правды и социальной справедливости. Как высказался в интернете один наш журналист: «Свобода слова обернулась свободой от морали и ответственности». СВО это особенно проявила, вызвав отъезд, бегство из России многих представителей литературы и искусства.
Следует вспомнить про всевозможные современные песенные и танцевальные конкурсы, все эти «голоса» взрослые, стариковские и детские , которые являются франшизами, копиями западных образцов и не имеют никаких достоверных критериев оценки выступлений. Здесь царит атмосфера клановости, субъективизма и произвола. Особенно печально смотреть на детские конкурсы, где всё чаще звучит англоязычное пение, а сами дети, даже малыши, копируют взрослых певцов, их взрослые песни, одеяния и развязное поведение. Для членов жюри (они же «наставники» детей-певцов) характерно фальшивое обращение к детям на «вы» вместе с захваливанием, заласкиванием и «обнимашками» (за подобное поведение некоторые не столь известные люди получили реальные тюремные сроки). При этом женщины-наставники» почему-то предпочитают очень глубокие декольте, а мужчины или принимают странные вульгарные позы, или постоянно демонстрируют свои обильные тату. Самое частое слово для оценки у наставников обоего пола - «круто». В целом конкурс превращается в детскую «ярмарку тщеславия» со всеми вытекающими последствиями. К тому же некоторые из наставников не чужды доказанного аморального поведения .
Народная музыка уже давно крайне редкий гость на российском телевидении. После смерти замечательного гармониста Геннадия Заволокина, создавшего на 1-ом канале действительно народную телевизионную программу «Играй, гармонь любимая», ей отвели лишь 45 минут и задвинули аж на 6.55 утра, в воскресенье, когда люди отсыпаются после трудовой недели. А вот, довольно вульгарной программе «Три аккорда», по сути популяризирующей криминально-блатную музыку, предоставили хорошее время (в 19 ч.) и 2 часа продолжительности на том же канале в тот же день. Песни, которые поют на этой программе-конкурсе величают «Русским шансоном», хотя точнее было бы назвать «Блатным шансоном». Репертуар здесь весьма специфический: «Гоп-стоп», «Мурка», «Курю, мама», «Рюмка водки на столе», «Лимончики» (то есть миллиончики и т.п.). А на открытии седьмого сезона «Трёх аккордов» (29 января 2023 г.) народная артистка Лариса Долина вдруг исполнила в этой передаче всё тот же бандитский «Гоп-стоп» и в конце дважды распорядилась: «Кончай её, Семён» . Автор этой блатной песни, сочиненной им в молодости, Александр Розенбаум однажды также исполнял её в данной программе, причем даже вынув и помахав ножиком. Но палача он называл Сэмен, что освобождало этот блатной шансон хотя бы от русофобии. Однако, странные вкусы у народных артистов РФ (Долина и Розенбаум), к тому же ещё и членов правящей партии «Единая Россия». Что касается современных танцев, называемых «балетом», - это, увы, в основном некая эротическая акробатика, как и у заголенного Нуреева в одноименном балете в постановке К.Серебренникова на сцене нашего главного московского «Большого театра».
Современный российский драматический и оперный театр - это на каждом шагу изуродованная и опороченная русская классика в масштабе постмодернистской извращенности того или иного режиссера, вроде тех же К. Серебренникова или К. Богомолова. Возникает вопрос: По какому праву лженоваторы, неспособные создать ничего оригинального и великого, издеваются над творениями Пушкина и Чехова, Мусоргского и Чайковского? Что за странное «авторское право» позволяющее полный произвол по отношению к произведениям гениев? К примеру, читаю о пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» (московский театр им. Пушкина) в постановке В. Мирзоева («мэтр театрального модерна, прославившийся авторским прочтением классики»): «Живой оркестр на сцене, отчаянные современные танцы, явление призрака утонувшего мальчика -- лишь малая часть символов, которые предстоит разгадать зрителям. И как апофеоз - падающие с колосников капельницы, наполненные то ли кровью, то ли вишневым соком» (Панорама ТВ Петербург, 2023 №8 ,с.73). А вот анонсы спектаклей «ХХIV международного фестиваля Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева» (Санкт-Петербург, май, 2023 г.): «Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина, здесь режиссер О. Рыбин поставил «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Действие перенесено в 70-80-е годы ХХ века в среду высокопоставленных московских чиновников и «золотой молодежи». На сцене артисты в модных костюмах советского времени и музыкальные хиты того периода»… «Пиковая дама» (Екатеринбургский ТЮЗ), спектакль создан режиссером и хореографом С. Землянским. «Яркий и эксцентричный спектакль, в котором история Германна, Лизы и старой графини рассказывается зрителям без слов»(!?)… Все эти очередные постмодернистские издевательства над классиками вызывают сарказм: опять продают убогие коллажи, нагло занимаясь своеобразным плагиатом и надругательством. Когда же наши правоведы сумеют защитить авторские права великих?! Но защищать, например, Гоголю надо уже даже право на свою реальную биографию, ибо и её кино-бизнес превратил в дешевый блеф под псевдонимом «фэнтези» ( фильм «Гоголь. Начало»).
В советский период у нас было множество настоящих героев в литературе и искусстве - от сказочных русских богатырей до космонавтов. Герои гражданской и отечественной войн, герои труда и творчества: рабочие и колхозники, полярники и летчики, педагоги и ученые, спортсмены и врачи. Вспомним их в посвященных им кинофильмах и книгах : Александр Невский и Суворов, Чапаев и Чкалов, «Свинарка и Пастух», «Молодая гвардия» и «Василий Тёркин», шофер Пашка («Живет такой парень» В. Шукшина) и слесарь Гоша («Москва слезам не верит» В. Меньшова), физик Гусев («Девять дней одного года» М. Ромма) и космонавт («Солярис» А. Тарковского). В постсоветской период «герои» у нас весьма изменились, став на западный манер, прежде всего, бездельниками-прожигателями жизни и богачами-бандитами, маньяками-садистами и силовиками с алко- и коррупционными наклонностями, блудницами и содержанками всех уровней. Но у нас и в новый период , всё-таки, был настоящий реальный герой - юный солдат Евгений Родионов, который не отказался от своей православной веры и был зверски казнен в чеченском плену. А в постперестроечном кино героем стал верящий в правду, а не в деньги, вернувшийся из горячей точки юный патриот и защитник Данила Багров, герой фильмов режиссера Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2». Исполнявший его роль актер Сергей Бодров также стал романтическим героем, погибнув молодым под снежной лавиной со всей своей съемочной группой в горах Северной Осетии. И это, увы, практически всё. Правда, ещё встречаются в современном российском кино симпатичные герои-спортсмены, у которых есть реальные прототипы, но опять же это герои из советского времени: хоккеист Валерий Харламов («Легенда №17» реж. Н.Лебедев), баскетболист Александр Белов ( «Движение вверх» реж. А.Мегердичев), шахматист Анатолий Карпов («Чемпион мира» реж. А. Сидоров ). С началом СВО мы наконец видим российских героев-воинов каждый день на зкранах телевизоров. Но полноценных художественных произведений даже о них мы не имеем. А ведь прошло более года этой настоящей войны.
Если в 1960-х годах в Советской России была небывалая тяга к поэзии и авторской песне, когда поэты и барды собирали стадионы слушателей (Е. Евтушенко, А, Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.), то ныне поэзию читают и слушают только сами поэты. Тиражи литературных журналов, достигавших сотни тысяч зкземпляров в советское время, ныне составляют в лучшем случае несколько тысяч. Как свидетельствует статистика и социологические исследования, самая читающая некогда наша страна потеряла этот статус, даже в прагматичной Европе сейчас читают больше, чем в России . Среди молодежи в последнее время в моде рэп, который как бы заменил и поэзию и авторскую песню, не являясь ни тем, ни другим. Однако, по мастерству, мысли и чувству эта разновидность искусства, конечно, не может сравниться ни с прежней поэзией, ни с прежней песней. Тем более, когда видишь клипы рэперов с лужами крови, наполненные насилием и жестокостью (Элджей, Оксимирон) . А ещё в интернете есть гламурные наманекюренные и накрашенные юноши «тик-токеры» или расписные, в тату «Моргенштерны» с клеймом 666 на виске. Но лучше ли давно немолодые «шнуровы» и «волочковы», распевающие похабные песни или в тысячный раз показывающие нам шпагат и рассказывающие про свою сексуальную востребованность. Это уже далеко зашедшее вырождение массовой русской художественной культуры. Вместе с тем, результаты моих и других социологических исследований свидетельствуют, что большинство опрошенных, в том числе среди молодежи, выступают за нравственный контроль во всех видах искусства, особенно экранного. Однако, ссылаясь на запрет цензуры в нашей стране, представители исполнительной и законодательной власти почти ничего не делают для оздоровления духовно-нравственной атмосферы в российской культуре [ 6 ].
Приходится констатировать общий кризис литературы и искусства, всей художественной культуры в современной России, подвергшейся иностранному более 30-летнему зомбированию и переформатированию духовно-нравственной и эстетической сфер нашей жизни. Причем этот кризис был усилен негативной деятельностью российских прозападных либералов, которых особенно много функционировало и функционирует в учреждениях российской художественной культуры. Пока в нашей стране всё ещё превалирует прозападная, проамериканская художественная культура в виде масскульта, прежде всего кинематографического и разных жанров шоу-бизнеса. Эту достаточно порочную и зомбирующую «культуру» потребляют российские дети, подростки и молодежь, начиная с мульт-фильмов и кончая изощренными триллерами, ужастиками и так называемой «эротикой», а также произведениями, несущими явно и скрыто русофобию, извращенное понимание человеческой жизни, межнациональных и межконфессиональных отношений. Такая антикультура несомненно дисфункциональна, сказывается на уровне российской национальной идентичности и патриотизма, а в конечном счете и национальной безопасности страны. Странное остаточное отношение к русской культуре продолжает существовать на российском телевидении Так, в 6.55 и только 45 минут по воскресеньям на первом канале показывают истинно народную программу «Играй, гармонь любимая», после 2.00 ночи по пятницам по 15-25 минут на НТВ идет передача «Уроки русского» писателя Захара Прилепина, Почему-то ночью на том же НТВ недавно показали патриотический концерт «Я русский!» молодого харизматичного певца Ярослава Дронова, … Вместе с тем, именно сейчас на многих ТВ каналах продолжают демонстрировать множество американских фильмов, в том числе с русофобским содержанием или подтекстом. Более того, появились каналы с одними американскими фильмами (CINEMA, TV1000 ACTION, BLACK, RED, SCI-FI и др.). Можно ли представить, чтобы в США сейчас действовали ТВканалы с русскими фильмами. В различных музыкальных программах наши певцы продолжают бестактно петь эстрадные песни на английском языке, на языке государства, которое снабжает всевозможным оружием армию, убивающую наших солдат и мирных граждан!?
Не пора ли усвоить слова великого философа, врача и музыканта-органиста Альберта Швейцера: «Но как сейчас, так и во все последующие времена объяснить превратности нашей нынешней судьбы можно только тем, что мы пытались удовлетвориться культурой оторванной от этики». [ 7, с. 68 ] . В том же духе высказывались и такие глубокие русские мыслители как социолог Питирим Сорокин, ученый и писатель-фантаст Иван Ефремов, литературовед и культуролог академик Дмитрий Лихачев.
Именно сейчас нам нужна не только военная, но обязательно и духовно-нравственная и культурная мобилизация российского народа, причем представителей всех наших менталитетов: православного и других религий, социалистов и коммунистов, наконец либералов и даже либералов-западников (иначе их необходимо считать иноагентами). А представители криминального менталитета уже отважно сражаются в армии Вагнера. Как показали исследования, проведенные ВЦИОМ и ФОМ в 2021 г. в России, соответсвенно 66 и 65 процентов считают себя православными, мусульман 4 и 9%, верующих внеконфессионально 4% и неверующих 14 и 19%. Однако необходимо признать, что после мощного религиозного возрождения, происходившего в РФ с конца 1980-х г.г. в настоящее время мы переживаем некий кризис качества религиозности на фоне количественного благополучия . Однако, не будем забывать, что в начале создания русской, российской государственности и культуры была правозглашена православная «благодать», духовно-нравственное начало, христианская Любовь к Богу и человеку. Вспомним «Слово о Законе и благодати» Илариона Киевского», первого киевского митрополита из русских (1051-1054):
«О Законе Моисеем данном,
И о Благодати и истине, в Иисусе Христе явившихся,
О том, как Закон отошел,
А Благодать и истина всю землю исполнили,
И вера на все языки простерлась
И на наш народ русский.» [ 1, с. 19 ].
Так и в наше время, почти тысячу лет спустя русский, российский народ должен сплотиться, понять, что только так мы сможем победить объединившихся против нас, нашей российской цивилизации и государственности - содомизировавшихся, отрекшщихся от христианской истины США и Европу.
Российское государство, президент законодательно и идейно обеспечили нам нашу борьбу.
2 июля 2021 г. вышел Указ Президента № 400 «О стратегии национальной безопасности РФ»), в котором уточняются и развиваются прежние положения Стратегии национальной безопасности РФ с учетом изменений происшедших за пять с половиной лет в нашей стране и мире. В частности, в новой редакции Стратегии говорится: «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти осуществляется в целях укрепления единства народов РФ на основе общероссийской гражданской идентичности». Однако, следует признать, что до сих пор положения Стратегии национальной безопасности не внедрялись в жизнь российского общества в должной мере. Поэтому 9 ноября 2022 г. появился Указ Президента Российской Федерации №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в том числе в связи со Специальной Военной Операцией (СВО) и новыми обстоятельствами гибридной войны с нашими врагами. Очевидно, что в стране должны быть приложены все силы для обеспечения выполнения указаний и предложений «Стратегии национальной безопасности», в том числе в сфере художественной культуры.
Литература
1. Иларион Киевский. Слово о законе и благодати // Русская идея/ Сост. М.А. Маслин. М. : Республика. 1992. С. 18-36
2. Башня «Газпрома» : от социального конфликта к согласию // Российское общество: проблемы социального согласия и развития/ Под ред. В.Е. Семёнова. СПб. Изд-во СПбГУ. 2014. С. 215-219
3. Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб. Изд-во СПбГУ. 1995
4. Семёнов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. А.Л. Свенцицкий. СПб. «Питер». 2000. С.485-492
5. Семёнов В.Е. Юрков. Е.Е. Русская речь в современной России: тенденции развития. СПб. «Политехника». 2004
6. Семёнов В.Е. Национвльная безопасность и идейная борьба в культуре // Медный всадник. 2018. №1-2. С.23-26
7. Швейцер А. Культура и этика М. ,1973
В.Е. Семёнов, доктор психологических наук,
профессор, заслуженный деятель науки России,
действительный член Петровской
академии наук и искусств.
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: