Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон, академик ПАНИ подписал Соглашение с Российским Центром деловых переговоров о сотрудничестве. В соответствии с данным Соглашением принято решение о создании Этического Совета по социокультурным и экономическим проблемам. Руководителем Совета избран Александров Вячеслав Григорьевич - академик ПАНИ. Основной задачей Совета является выработка и реализация мер связанных к переходом к нравственно - ориентированной экономике. Первоочередной задачей которой будет не извлечение прибыли, а создание общественно полезных продуктов, с соблюдением необходимых норм экологической безопасности. Особое значение при этом будет придаваться формированию культуры нравственно оправданного потребления. В состав Совета вошли академик ПАНИ, профессор Медведев В.Я., члены - корреспонденты академии Макарьев И., Гриценко Ю. а так же руководители ряда предприятий и научно-образовательных учреждений, представители Культурного фронта, Всемирного русского народного собора, Конгресса русских общин, Союза журналистов, Академии национальной безопасности, Философского общества, объединений предпринимателей, промышленников, товаропроизводителей. Базовый вопрос, который будет решать Совет, связан с выработкой мер, обеспечивающих реальное снижение уровня бедности населения и повышения качества жизни. За основу будет взят, в том числе успешный опыт стран, входящих в содружество БРИКС. Например, реализации соответствующих программ в Бразилии позволила в короткие сроки снизить число нуждающихся с 22% до 8%;. В России этот показатель составляет 13,5%.
Александров Вячеслав Григорьевич Действительный член ПАНИ (академик). Этические основания экономики. Доклад на встрече Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеймона с предпринимательским сообществом Красноярска.
ИДЕИ РУССКОГО МИРА
Этика и экономика. Могут спросить чего с них общего? На самом деле вопрос морали, нравственности, состояния совести является главным. Ибо на всём, что мы делаем, лежит печать нашего духа. Разве может человек, не следящий за чистотой своей души совершить по-настоящему доброе дело. Только человек, стремящийся к внутренней гармонии, следящий за тем, что бы ум и сердце освобождались от зла и лжи способен обрести силу, обеспечивающую налаживание добрых отношений в семье, в своём трудовом коллективе.
Разве может отец семейства или руководитель предприятия создать атмосферу взаимопонимания, взаимодействия, сотрудничества, , если он внутренне напряжён, зол, неудовлетворён. Совершенно правильно сказано Серафимом Саровским «стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». И в утренних молитвах нам идёт напоминание «жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушённое и смиренное Бог не уничижит».
Именно от состояния нашего внутреннего мира, зависит жизнь наших самых близких. От уровня сплочённости и состояния нравственного климата коллектива зависит качество его работы. Нравственно здоровый коллектив всегда более эффективен при выполнении своих задач. Спрашивается: почему?
Есть такое понятие как СИНЕРГИЯ. Это когда при сложении усилии получается не арифметическая сумма, а большая. То есть, получается что 1+1 дают сумму большую чем 2. В Евангелии есть чёткий ответ на этот вопрос.. Христос говорит : «когда двое – трое собираются во имя Моё, Я посреди них». Если перевести эти слова в область экономических отношений, то нам сказано, что когда люди собираются не ради реализации корыстных интересов, а ради дела, связанного с созданием благ, то есть общественно полезных продуктов или услуг, тогда появляются и соответствующие нематериальные возможности для их получения. Именно поэтому в коллективах с хорошим моральным климатом и качество труда, безусловно, выше.
Нравственно здоровый коллектив всегда ориентирован и на производство качественных продуктов и услуг. А что происходит тогда, когда у человека и коллектива уходят на задний план совесть и во главу угла становится корысть? Ещё Маркс говорил о том, что когда капиталист видит перспективу получить 300% прибыли, то он забудет и родную мать. Вот в результате мы и видим сплошь и рядом суррогатные продукты деятельности человека., к ним относятся и пища и лекарства, некачественное жильё и дороги.
То есть нарушение этических принципов прямо сказывается самым недобрым образом на качестве нашей жизни. Деньги государство выделяет немалые на реализацию нужных программ, но не ограничиваемый дух корысти приводит к тому, что уровень благосостояния народа растёт слабо. Зато появляются дворцы и яхты и узкой группы лиц. Самая большая часть расходов страны связана с выделением средств на выполнение государственных и корпоративных заказов (это 27% ВВП). . Институт государственного и муниципального управления ВШЭ провел исследование уровня коррупции при государственных закупках (есть у РБК). Анонимно опросив российские компании, участвующие в системе госзакупок, авторы выяснили, что с коррупцией при прохождении конкурсных процедур сталкивались более двух третей (71%) поставщиков.
В среднем размер отката в коррупционной схеме составляет почти пятую часть от всей суммы госконтракта, а общий объем взяток в сфере госзакупок оценивается почти в 6,6 трлн руб., оценили в ВШЭ. Для сравнения: 6,6 трлн — это 6,2% ВВП России, или 35 % от доходной части
Но к этому нужно прибавить значительные средства, потраченные неэффективно при производстве некачественных продуктов и услуг. Например, в системе школьного питания отходы могут составлять до 75 %. от объёма приготовленной пищи. В федеральном бюджете выделяется 62 млрд. рублей. Что приводит не только к низкой эффективности использования государственных средств, но отрицательному воздействию на здоровье детей. Это можно отнести к прямым следствиям нарушения этических норм в экономике. В результате потери исчисляются триллионами рублей, но посредством исправления ситуации, в том числе путём организации социально ориентированных производств можно высвободить значительные средства на культуру, образование, социальную поддержку населения.
Повышение уровня качества жизни связана не только с экономикой и политикой, то есть созданием необходимых для нормальной жизнедеятельности продуктов и услуг и организации благоприятной социальной обстановки, но и с качеством работы трудовых коллективов. И здесь главную роль играют не только материальные факторы такие как оборудование, финансы, сырьё, профессиональные компетенции, но и состояние нравственного, соц. психол. климата в коллективе. Оно во многом зависит от нравственных, духовных качеств руководителей и неформальных лидеров в коллективе.
Качество нашей жизни напрямую зависит от того какого качества мы получаем продукты и услуги, а их уровень часто и отражает моральное состояние тех, кто их производит. Пример нравственного отношения к своему делу, то есть, служения являет свт. Лука (Войно – Ясенецкий). Его руки хирурга совершали часто невероятные для обычного врача операции. И дело здесь не только в высочайшем мастерстве, а в том, что он как человек глубоко верующий имел непрерывную связь с Творцом, то есть был открыт для божией благодати. То есть силе, исцеляющих больных; силе, позволяющей подавлять действие болезнетворных микроорганизмов. И это не чудо, ибо имеет и научное объяснение. Ибо проводимые исследования учёными доказывают, что в мозгу человека глубоко погружённого в молитву не фиксируется приборами активность. Это значит, что ритм организм начинает совпадать с естественными ритмами Творения, Космоса и он получает необходимую энергию, то есть благодать, которая приводит, в том числе к исцелению. Глубоко верующий человек сам становится подобен источнику энергии, которая передаётся другим.
Президент России ВВ Путин на Экономическом форуме в Санкт- Петербурге обозначил новый вектор развития страны, указав на необходимость перехода от экономики потребления, к экономике предложения. На наш взгляд реализация этого подхода придаст не только новый импульс развитию народного хозяйства страны, но и послужит хорошим примером для стран, входящих в содружества ЕАЭС, ШОС, БРИКС.
Это покажет путь перехода от расточительного и опасного для человека и природы общества потребления к обществу предложения, то есть производства по-настоящему необходимых для общества товаров и услуг.
В настоящее время логика развития страны требует создания нравственно-ориентированной экономики. В её основе лежит не эксплуатация человека и природы, арациональное (разумное) использование трудовых и материальных ресурсов. Такой тип хозяйствования и социального устройства общества позволит, используя все достижения науки и техники, включая возможности цифровизации и искусственного интеллекта, выйти в естественный режим хозяйствования, при котором будет сохраняться баланс между человеком и обществом, обществом и природой, на основе нравственно оправданного потребления. Капиталистический способ производства себя исчерпал и привёл к деградации значительной части населения, к разрушению природы. Ибо навязанная им человечеству логика неуклонного роста потребления является противоположной логике повышения уровня благосостояния всего населения. При этом были разрушены естественные границы потребления. Провоцируемая неумеренность в потреблении приводит к разрушению здорового образа жизни. Чего больше всего в обществе потребления – магазинов и аптек. Сначала нас кормят суррогатами продуктов питания, поскольку естественные производить не экономично, а потом нас лечат суррогатами лекарств. В результате огромные прибыли недобросовестных производителей, которые стремятся только к одному к её увеличению. Но уже достаточно давно мировой интеллектуальной элитой было осознано то, что границы роста потребления исчерпаны, что это грозит экологической катастрофой. Поэтому сейчас в мире идет поиск альтернативных вариантов развития. Англо-саксонская модель, например, связана с постепенным снижением численности населения и внедрением жёстких мер контроля за поведением людей, основанных на широком применении технологий, в том числе социальных, входящих в конфликт с традиционными ценностями, поскольку приводят к разрушению семьи и национальных государств. Нравственно-ориентированная экономика предложения, призвана изменить структуру потребления и обеспечить человеку возможность удовлетворения потребностей таким образом, чтобы не наносить вред его здоровью.
Потребление должно быть морально оправданным, тогда оно не будет излишним, а производство перестанет быть расточительным, связанным с непрерывным ростом объёмов использования не возобновляемых природных ресурсов, которые, как известно, не безграничны. Такой подход вызовет необходимость гуманизации образования и воспитания, соответствующих перемен в основаниях культуры, науки, на основе утверждения традиционных ценностей. Особую роль в этом естественном процессе должны сыграть Всемирные Русские общины как мягкая сила, утверждающая нормы новых подходов в экономическом и социокультурном пространстве общества. С одной стороны, через них в Россию должно поступать лучшее из внешнего мира; с другой стороны, на базе Русских общин необходимо создавать культурно-экономические центры, через которые необходимо решать задачи, связанные, например, с продвижением российских технологий в мире и достижением продовольственной безопасности.
В России, как известно, за последние два десятилетия достигнуты очень хорошие показатели, которым необходимо придать характеристики. Доступность и качество питания имеет огромное значение для повышения уровня жизни. Через специальные меры, обеспечивающие государственное регулирование, с одной стороны – в сфере производства экологически чистых продуктов питания, а с другой – в сфере её реализации, например, в системе общественного питания, можно создать самые благоприятные условия для роста числа агропоселений, основанных на коллективных, общинных формах жизнедеятельности.
Таким образом. решается главный вопрос для любого товаропроизводителя: стабильные рынки сбыта продукции. А ёмкость рынка Возникновение и развитие такого рода социально-трудовых объединений связано с наличием системы, обеспечивающей, в первую очередь, стабильный сбыт продукции. Наличие его является главным условием для развития производства. В России имеются уникальные возможности как для развития внутренних рынков сбыта, так и насыщения продовольствием и продуктами глубокой переработки сельхоз. сырья множества зарубежных стран. Например, упорядочивание системы общественного питания с ориентацией на местных поставщиков сельхозпродукции даст мощный толчок развитию сельхозкооперативов, способных объединить сотни тысяч мелких производителей в крупные экономические корпорации, решающие и социальные задачи и задачи государственной политики, связанные с демографией, освоением территорий, повышением качества жизни.
Именно с этой целью формируется Совет по Этике, в рамках которого, на основе утверждения традиционных ценностей, в сфере хозяйствования создаётся реальная практика решения вышеуказанных задач. В России и в мире накоплен огромный опыт оптимального ведения хозяйственной деятельности и социального обустройства людей. Его комплексное использование позволит показать миру пример создания гуманной, нравственной экономики и политики. В этом ключе Всемирные Русские общины можно рассматривать как естественные центры распространения практик Гармоничного развития личности и утверждения принципов Нравственно ориентированной экономики, на основе принципа морально оправданного потребления. аким образом нужно создавать новые формы взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества, взаимодействия Русского Мира с другими национальными культурами на основе утверждения традиционных ценностей. Следуя универсальным ценностям и принципу гармонизации межкультурных и межконфессиональных интересов, будут сниматься угрозы разрушения общества и природы.
Медведев Владимир Яковлевич,
председатель Красноярского отделения ПАНИ
Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей: