Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

О спектакле  Театра  драмы  им.  А.С.  Пушкина

Ленинградская  артистка  Ольга  Яковлевна  Лебзак                                

Среди  творческих  людей  -  жителей  Петроградской  стороны  50-70-х   годов  ХХ  века,  есть  ряд  известных  деятелей  театрального  искусства  Ленинграда,  создавших  на  сцене  Ленинградского  академического драматического  театра  им.  А.С.  Пушкина  (ранее – Пушкинского, ныне  Александринского  театра),  одного  из  старейших  драматических  театров  России,  сохранившегося  до  наших  дней, -  эпохальный  спектакль   революционного   и   высокого  государственного  патриотического  звучания  «Оптимистическая  трагедия»  (1955 год),  один  из  немногих   в  истории  советского  театра   отмеченный   Ленинской  премией.  Пьеса,  признанная  одним  из  лучших  произведений  советской  драматургии.  В  2025  году  исполняется  70  лет  со  дня  премьеры  спектакля.

 

 Над  спектаклем  работали  прославленные  деятели  искусства  Ленинграда:  автор  пьесы -  блокадный  писатель  краснофлотец  лауреат  Сталинской  премии  I-й  степени  Всеволод  Вишневский;  режиссер – постановщик   Герой  Социалистического  Труда,  Лауреат  Ленинской  премии,  народный  артист  СССР  Георгий  Товстоногов; второй  режиссер - Лауреат  Государственной  премии  СССР,  народный  артист  СССР  Рубен  Агамирзян,  Герой  Социалистическеого  Труда, Лауреат  Ленинской  и  Сталинской  премии  II-й  степени  народный  артист  СССР  Юрий  Толубеев;  Герой  Социалистического  Труда,  Лауреат  Государственной  премии  СССР,  народный  артист  СССР  Игорь  Горбачев;   ведущая  актриса  театра  народная  артистка  РСФСР  Ольга  Лебзак.  Музыка  к  спектаклю  была написана азербайджанским  композитором  Героем  Социалистического  Труда,  народным  артистом  СССР,  Лауреатом  Ленинской  премии  Кара  Караевым.

Авторский  путь  Всеволода  Вишневского  к  «Оптимистической  трагедии»  был  длинным  и  сложным.  В  далеком  1933  году  газета  «Правда»  писала,  что  «Оптимистическая  трагедия»  Вишневского  устремлена  в  прошедшее,  как  и  в  грядущее… новый  тип  и  пьесы,  и  спектакля.  Он  насквозь  агитационный.  Но  если  это  агитация,  то  агитация,  поднятая  на  высоту  подлинного  искусства !»

По  воспоминаниям,  Вс. Вишневский  начал  работу   с  описания  столкновения  двух  главных  противоборствующих  сил,  двух  комиссаров – от  партии  большевиков  и  от  партии  анархистов  и  их  борьбы  за  влияние  на  революционных  матросов  в  1917  году.  В  основе  замысла  лежали  подлинные  герои,  нарисованные  с  натуры,  и  столкновения  между  ними,  имевшие  место  в  жизни.  Образы  пьесы  были  собирательными,  но  основывались  они  на  множестве  конкретных  лиц,  взятых  писателем  прямо  из  жизни. Вс.  Вишневский  говорил,  что  «наблюдения  за  старыми  бойцами,  беседы  с  ними,  проверка  тонуса  старых  партизан, - все  эти  восприятия  начинают  преобразовываться  в  плане  художественном».

Действие  пьесы  происходит  вокруг  экипажа военного корабля  на  фронтах  гражданской  войны.  Среди  них  есть  один  коммунист,  старый  матрос  Вайнонен  (арт.  А. Шестаков)  и  ему  противостоят   два  сильных  персонажа,  один  из  них  вожак  (арт. Ю. Толубеев) -  старый,  бывалый  матрос,  который  по  своей  сути   анархист,  близкий  к  «белому  движению», а  также    матрос – анархист  по  кличке  Сиплый (арт. А. Соколов),  молодой  политически  колеблющийся  матрос  Алексей  (арт.  И. Горбачев). Из  сложившейся  жизненной  коллизии  возникает  драматургическое  противостояние.

 Одна  из  самых  известных  сцен  пьесы  появление  на  корабле   молодой  женщины – Комиссара  (арт. О. Лебзак),  направленной  ЦК  партии большевиков на  Балтийский  флот.  Когда  пьяные  матросы  под  усмешки  вожака  подступают  к  комиссару,  загоняют  в  угол  и  пытаются   подчинить  ее,  комиссар  достает  револьвер, убивает  одного  из  нападавших  и  произносит  знаменитую  фразу:  «Ну,  кто  еще  хочет  попробовать  комиссарского  тела?»  и  мгновенно   ставит  участников  нападения  на  место.  Дальше,   комиссар  рискуя  жизнью, действуя   во  враждебной  обстановке  и  предательском  разложившемся  анархистском  окружении,  смело  и  убежденно   проводит  тонкую  психологическую  работу,  создает  группу  революционно  настроенных  матросов, убеждает  их  принести  присягу  Октябрьской  Революции,  призывает  вожака  к  порядку  и  сложить  сопротивление.  При  попытке  вожака  к  мятежу  против  Революции  и  Советской  власти,  его  расстреливают.  Комиссар  объединяет  матросов  для  борьбы  с нависшей   контрреволюцией.

Пьеса  написана  в  1933  году  и  по  мысли  Вс.  Вишневского  названа  «Оптимистической»,  потому,  что  в  начавшемся  движении  новой  жизни   к  светлому  справедливому  обществу,  несмотря  на  все  трудности,  препятствия,  предательство  и  ошибки,   всегда  остается  революционный  оптимизм  Октября  и  Советской  власти.  Как  по  этому  поводу  в  послереволюционные  годы  писал  поэт  Юрий  Каменецкий,  музыка  Вано  Мурадели  (1924 год):

Все  горит,  горит  заря  над  Смольным  -

Это  с  нами,  это  на  века.

Залп  Авроры  никогда  не  смолкнет,

Вдаль  простерта  Ленина  рука.

Бьет  набат,  бьет  набат  Интернационала,

Пламя   Октября   в    глазах  бойца,

Есть  у   Революции  начало,

Нет  у   Революции   конца !

Премьерный  показ  спектакля  состоялся  25  ноября  1955  года  в  Ленинграде.  Но  главный  долгожданный показ  спектакля  был приурочен   для  делегатов    драматического  ХХ  съезда  партии  в  Москве  в  1956  году  и  встречен,  по  словам   артиста  И.О.  Горбачева, громкой, бурной  продолжительной несмолкающей  овацией  делегатов  и  гостей  съезда  в  Большом  театре,  буквально  со  слезами  на  глазах  от  увиденного  и  пережитого,  высочайшего  патетического  эмоционального  накала  драматургии,  созвучного  событиям  того  сложного  послевоенного времени.  Делегаты съезда  в  едином  порыве  и  с  большим  воодушевлением  исполнили  партийный  гимн  Интернационал.

Центральный  образ  пьесы - Комиссара  в  постановке  Г.А.  Товстоногова,  сильно  и  убедительно  сыграла  ленинградская  артистка  Ольга  Яковлевна  Лебзак. Это  была  самая  яркая  и  значительная  роль  в  ее  творческой  жизни.  Спустя  многие  десятилетия,  в  начале  2000-х  годов,  как  мне  рассказывал  участник того  памятного  спектакля  художественный  руководитель  Пушкинского  театра  Игорь  Олегович  Горбачев,   Ольга  Яковлевна   Лебзак   была  светлой,  доброй,  талантливой, умной,  тонкой,  но  в  тоже  время  мужественной,  справедливой,  образованной  и  серьезной  личностью,  преданной  своей  Родине, можно  сказать  рожденной  для  образа  Комиссара,  блистательная игра  которой  вдохновляла  артистов  на  гениальное  раскрытие  образов  и  во  многом  помогла  самому  Игорю  Олеговичу  найти  себя  в  искусстве  и  режиссуре.

Вспоминая  О.Я. Лебзак,  ленинградские  театралы  ХХ  века,  в  первую  очередь,  отзывались  о  ее  роли  в  образе  Комиссара,  красивой  волевой женщины,  в  прекрасной  постановке  Г.А.  Товстоногова,  в   одном    из  лучших  спектаклей  театра  драмы  им.  А.С.  Пушкина   в  Ленинграде  и  Советской  России.  В  2024  году  исполняется  110  лет  ее  светлой  памяти.

Молодой  режиссер – постановщик  Г.А.  Товстоногов  показал  высочайшее  мастерство  режиссера  и  был  отмечен  Ленинской  премией  (1958 г.). После   этой  знаковой  премьеры, почти  все  его  работы  становились  событиями  в  театральной  жизни  страны.  За  все  годы  гениального  творчества  режиссера,  спектакль  «Оптимистическая  трагедия»  на  сцене  театра  драмы  им.  А.С.  Пушкина  получил  самый   высший,  грандиозный,   признанный  советским  народом  и  театральным  обществом  успех,  впечатлил  не  только  отечественную,  но  и  зарубежную  публику,  высшее  руководство  ЦК  КПСС.  Сыграл  важную  роль  в  новом  назначении Г.А.  Товстоногова  главным  режиссером,  а  затем  и  художественным  руководителем  Большого  драматического  театра  им.  А.М.  Горького  в  Ленинграде,  основанного  в  1918  году  пролетарским  писателем  Максимом  Горьким  и  поэтом  «Серебряного  века»  Александром  Блоком.

По  замыслу  авторов,  театр  должен  был  стать  цитаделью  героического  репертуара,  театром  больших  социальных  страстей,  взволнованной  революционной  патетики,  театром  «великих  слез  и  великого  смеха»  (Александр   Блок).

 По  существу,  вся  советская  культура  показывала  и  вела  деятелей  искусства  к  тому,  каким  образом  можно  преодолеть   буржуазное,  лицемерное  стихийное  и  создать  справедливое  социалистическое  рациональное  государство.

«Оптимистическая  трагедия»  имела  такой  полный,  единодушный  и,  может  быть,  даже  неожиданный  успех,  какой  в  истории  нашего  театра  получали  считанные  спектакли.

«Оптимистическая  трагедия»  утверждала  непобедимость  идеи  социалистической  революции,  историческую  правоту  дела  Коммунистической  партии,  преемственность  революционных  традиций.  Образ  дороги,  пути,  безостановочного  движения  многозначительно  выражал   исторический  оптимизм  этого  спектакля,  еще  более   расширял  смысл названия  пьесы.  В  столкновениях  Комиссара  и  Вожака,  Алексея  и  Вайнонена,  во  всех  взаимосвязях  героев  спектакля  утверждалась  мысль  о  сознательной  дисциплине,  революционной  организованности  как  действительном  условии  раскрепощения  личности.  Речь  в  спектакле  шла  о  формировании  нового  типа  человека,  ощущающего  себя  не  одиночкой,    анархистски  противостоящей  миру,  не  песчинкой  в  людском  море,  а  личностью,  чьи  интересы  переплетены  и  соотнесены  с  главным  в  движении  человечества.

Постановщику  представлялось,  что  спектакль  должен  отражать  «духовный  опыт,  мировоззрение,  мысли  и  представления  зрителей  1956  года,  сегодняшних  советских  людей».  Стремясь  к  этой  цели,  этой  сверхзадаче  спектакля,  режиссер  полагал,  что  достичь  ее  можно  лишь  тогда,  когда  услышишь  в  общем  хоре  героев  индивидуальные  и  неповторимые  человеческие  голоса.

 «Мы  знали, -  писал  Товстоногов,-  что  если  не  сделаем  этого,  то  наша  задача  окажется  ограниченной  созданием  своего  рода  музыкально-сценической  оратории,  реквиема,   быть  может,  очень  торжественного  и  волнующего,  но  слишком  отвлеченного  и  лишенного  того,  что  составляет  сущность  театральной  поэзии -  реального  человека  с  его  судьбой,  его  делом,  с  его  отношением  с  другими  людьми». («Оптимистическая  трагедия».  Л. – М., 1956, с. 54-55). 

«Оптимистическая  трагедия»   - на  той  линии  нашего  искусства,  которую  начинает  эйзенштейновский  «Броненосец  «Потемкин».  Режиссерский  строй  «Оптимистической  трагедии»  Пушкинского  театра,  система  актерских  образов,  сочетание  эпического  размаха,  революционной  страстности,  широты  исторического  обобщения  и  тех  достижений  в  разработке  психологического  театра,  которыми  владел  Товстоногов,  сделали  спектакль  знаменем  советского  театрального  искусства». (Рыбаков  Ю.С.  Товстоногов:  проблемы  режиссуры.  Искусство.  Ленинградское  отделение.  1977  г.).

Сегодня,  это  уже  далекая,  но  важная  страница  истории  культуры   нашей  страны  и  Великого  города,  легендарной  Петроградской стороны,   жителей,  рабочих,  ветеранов,  ученых,  артистов, молодежи,  сыгравшая  свою  роль  в  становлении  Советской  и  Российской  государственности,  жизни  и  труде  наших  соотечественников,   которую   надо   бережно  хранить,  помнить  и  уважать.   

 

Геннадий   Горбунов

 

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить