Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

шнир           аууцппйцр364шл658дщ7

 

21 августа 2019 года нашему товарищу вице-президенту Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), лауреату премии имени Петра Великого, председателю её Тверского регионального отделения, профессору и академику ПАНИ Владимиру Глебовичу ОСИПОВУ исполнилось 75 лет.

Редакция официального сайта ПАНИ сердечно поздравляет Владимира Глебовича и желает одному из самых видных членов нашей Академии здоровья, долгих лет жизни и продолжения активного участия в её деятельности.

Август и сентябрь у «тверских петровцев» прошёл под знаком этого события. Был подготовлен и показан юбилейный документальный видеофильм «Путь длиною в жизнь» (режиссёр — Александр Крупко, видеооператор — Алексей Горобий). 24 августа в Твери в кафе «Актёр» Тверского отделения Союза театральных деятелей прошла встреча и банкет, посвящённые этой славной дате. К ней было приурочено и интервью "Мы в России не нищие духом...», в котором юбиляр поделился воспоминаниями и анализом Академического движения, неизвестного широкой читательской аудитории. Знакомим читателей сайта с рассказом В.Г.Осипова о себе самом.

                                       ______________________________________

- Владимир Глебович, Вы, активно работаете с коллегами из разных стран и городов,

в первую очередь с Санкт-Петербургом, где находится штаб-квартира Петровской академии. Но все же, в первую очередь, думаете о Тверской земле и её столице. Ей посвящаете свои труды и социальные усилия. Видимо потому, что это Ваша родина?

- Верно. Я – коренной тверичанин и патриот своей малой Родины. Здесь родился, здесь, надеюсь, и пригодился. Уезжал из города мальчишкой за отцом – офицером Советской армии в гарнизоны Ленинградского военного округа. Затем – в Подмосковье на три года своей срочной службы. А так – всё время здесь: окончил филфак Калининского пединститута, отделение журналистики Факультета общественных профессий, аспирантуру Тверского государственного университета. И 30 лет проработал в нём преподавателем философии и учёным.

- Вы известны не только как преподаватель и ученый, но и как общественный деятель. С чего всё началось?

- Наверное, с того, что в армии мне оказали доверие и приняли ещё юношей в члены КПСС. До сих пор это ответственное духовное начало живо и заставляет самозабвенно и бескорыстно заниматься общественной работой. Что в условиях дикого номенклатурно-криминально-олигархического капитализма воспринимается как анахронизм и недомыслие. Но, что поделаешь? У каждого своя миссия. Я был лидером класса и собирал в течение 50 лет одноклассников на традиционные встречи. Был армейским комсоргом, членом партбюро экономического факультета, заместителем председателя профкома университета. А сейчас руковожу Тверским отделением ПАНИ – сначала как ученый секретарь, а последние 20 лет как его председатель.

- Вы стояли у истоков Академического движения в России, написали теоретическое исследование и ввели в социальный оборот этот термин. В чём сущность Академического движения и как состоялось оно на тверской земле?

- Большинство учёных по маковку погружены в свою научную проблематику и относительно аполитичны. Но перестройка дала надежду на позитивные перемены в организации науки. Так как сама сущность Академического движения — в отстаивании академических свобод: права управления наукой самими учёными, а не чиновниками; представления о современной науке как о государство образующем факторе; создания академических научных центров во всех регионах России с равными возможностями по отношению к центральному московскому мегаполису; гуманитарной общественной поддержки учёных — субъектов научного творчества.

Мы в Твери не забыли о борьбе Московского княжества с Тверским за первенство в объединении Руси, о соперничестве благородного Великого князя Михаила Тверского и его подлого племянника Юрия Московского. О «великой тверской свободе» и о «православном ханстве», созданном на Руси московскими правителями после покорения Тверского княжества, которое строило иную — европейскую политическую культуру на своей территории… Эти две модели проявили себя и в последующей организации науки в России.

Общеизвестно, что в 1724 году Петром I была создана Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге – первая в России. И вновь, в конце 80-х годов именно в Ленинграде родилась идея воссоздания Российской академии наук снизу, из регионов.

Инициативно собрали в Питере учредительный съезд. Верховный Совет РСФСР его поддержал. Наша группа тверских делегатов: профессоры Алексей Афанасьев из Тверского государственного технического университета, Юрий Папулов из Тверского государственного университета (уже ушедшие из жизни), а также доцент университета Владимир Гайдуков и я инициировали аналогичный съезд ученых Верхневолжья на тверской земле. Он состоялся 31 мая 1991 года. Такого представительного съезда делегатов от всех вузов и НИИ, включая военные, не было ни до, ни после. Но решение об организации Тверского отделения РАН было заблокировано неожиданным развалом СССР. Эта геополитическая катастрофа поставила на грань выживания и науку, и ученых.

- Какой же путь выбрали Вы в то переломное, непростое время?

Мы не сдались, и никуда не уехали. А создали свою альтернативную общественную Петровскую академию. По этому примеру в России появилось ещё около 40 академий. Так родилось достаточно представительное отечественное Академическое движение, на которое возлагались определённые общественно-политические надежды. Ведь сам академизм ориентирует членов движения на позитивные ценности: на энциклопедичность и фундаментальность знаний, социальную активность и политическую стабильность, на классический стиль мышления, научное подвижничество и самоуправление, внутреннюю культуру и высокую самооценку. Как было отмечено в моей работе 2000 года «Академическое движение в развитии России»: «...Стремление к академическим званиям и общественному признанию через профессиональное общественное объединение — есть компенсационный психологический механизм утраты социального престижа занятия наукой, капиталистической конкуренции с другими сферами деятельности, элементарного обнищания учёных в «новой России»».

К сожалению, надежды не оправдались. Сейчас Академическое движение, как и многие другие некоммерческие негосударственные объединения, в состоянии упадка. Виной тому, в первую очередь, «вертикаль власти», как форма политической псевдокультуры нашего Отечества.

- Таким образом, Вы как бывший ректор тверской «Академии политической культуры» оцениваете нынешнее состояние политического управления Россией невысоко?

- Конечно! После реставрации в стране в 90-е годы свергнутого строя (капитализма – прим. ред.) большинство из нас остались умными, но стали нищими. Хотя бы потому, что академическая фундаментальная наука и примитивный бизнес плохо сочетаются между собою. Нынешняя деформация государственной РАН – тому подтверждение. Духовная нищета нас, слава Богу, не коснулась. А посему, мы с моим товарищем, тоже бывшим редактором «Калининца» и кандидатом политических наук, Юрием Веремеенко, в том числе и для прокорма семей, создали своё дело — негосударственное образовательное учреждение «Академию политической культуры». Обучали тверских политиков, вели политологические исследования, организовывали научные конференции, работали в штабах избирательных кампаний.

Однако, после ползучей практики назначения кандидатов на избираемые прежде должности рынок подобных услуг «схлопнулся». И я сосредоточил свою деятельность на организации работы Петровской академии наук и искусств в Твери.

- Мы можем Вас поздравить с высокой оценкой деятельности Тверского отделения ПАНИ. Пост вице-президента Петровской академии, на который Вас избрали, – яркое свидетельство этому. Вам удалось сплотить вокруг себя единомышленников, учеников и соратников. Они тоже многого добились, расскажите о них.

- Спасибо. Когда я работал первым редактором университетской многотиражной газеты «Калининец» и создал школу подготовки профессиональных журналистов из студенческих корреспондентов, моим заместителем был студент-историк Сергей Семячко. Сейчас он – преподаватель высшей школы, кандидат исторических наук, член-корреспондент ПАНИ и одновременно – первый секретарь горкома КПРФ в г. Дубне.

Доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологии ТвГУ Андрей Зиновьев – известный ученый-орнитолог, который студентом слушал мои лекции по философии, тоже член-корреспондент нашей академии и предводитель Тверского Дворянского Собрания. Он принял предложение быть моим заместителем в Тверском отделении ПАНИ.

Вячеслав Булойчик, член-корреспондент ПАНИ, кандидат военных наук, полковник запаса, стал духовным лицом – протоиереем РПЦ, получившим служение заместителем начальника Тверского гарнизона по работе с верующими военнослужащими. Он духовно окормляет и членов нашего отделения ПАНИ.

- Широко известна Ваша деятельность по возрождению и сохранению памяти о Патриархе Тихоне. Эта работа также проходит под эгидой Петровской академии?

Я – инициатор и научный руководитель программы Тверского отделения ПАНИ «Патриарх Тихон – духовный вождь Русского мира». Мы изучаем наследие нашего торопецкого земляка. Участвуем в работе ежегодных Торопецких Свято-Тихоновских православных научно-практических конференций "Пастырь добрый». Удалось написать и издать первую в России книгу о Патриархе Тихоне для детей и семейного чтения «Святой ТИХОН, патриарх Московский и всея России. Рассказ-поучение Владимира Осипова». Но глубокое изучение личности Патриарха Тихона и деяний Священного Поместного собора ПРЦ 1917-1918 гг. ещё впереди.

- А кого считаете своими учителями и наставниками Вы?

- В литературной деятельности, в первую очередь, — свою учительницу русского языка и литературы Деонищенко Антонину Александровну из средней школы №30 города Калинина, которую я окончил в 1961 году. В живописном и художественно-оформительском творчестве — Давида Соломоновича Горштейна, руководителя изостудии при Дворце пионеров, где мы учились старшеклассниками. В журналистике — тверскую журналистку Марину Владимировну Мотузка. А в науке — это первый, указавший мне путь туда, профессор-лингвист Роман Робертович Гельгардт, у которого я писал диплом. Ну и, конечно, мой научный руководитель в аспирантуре — доктор философских наук, ученик создателя знаменитой томской гносеологической школы Павла Копнина, а в будущем один из ректоров Тверского государственного университета — Александр Иосифович Уваров.

В Петровской академии наук и искусств я чту своим наставником и другом куратора Тверского отделения, вице-президента ПАНИ, президента Ноосферной академии наук, доктора философских и доктора экономических наук, академика Александра Ивановича Субетто.

- В конце интервью – блиц-опрос. Ваши любимые: писатель, литературное произведение, художник, актер, кинофильм, певец?

- Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени». Архип Куинджи. Элина Быстрицкая. «Почти смешная история» Петра Фоменко. Сергей Захаров.

- Ваш жизненный девиз?

- Знай, умей, дерзай и помни!

                                                         

                           Беседовала Мария ПАРАМОНОВА                                                               ___________________________________

В ближайшее время на нашем сайте появятся новые материале о В.Г. Осипове в контексте его юбилея. 

 

                              

Добавить комментарий

Вы можете авторизоваться с помощью социальных сетей:

     

Или заполнить форму:


Защитный код
Обновить